ОСАГО: Правовое положение страховщика
Правовой статус страховой компании, осуществляющей обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, характеризуется следующим. 1. Страховая компания, занимающаяся обязательным страхованием гражданской ответственности, как и абсолютное большинство других страховых компаний, как юридическое лицо образуется в форме коммерческой организации. Между тем ни ГК РФ, ни Закон о страховании, ни Закон об ОСАГО прямо этого не предусматривают. Косвенно на это указывает положение Закона о страховании о размере минимального уставного капитала страховщика (п. 3 ст. 25 Закона о страховании), что, как известно, составляет имущественную основу подвида коммерческих организаций - хозяйственных обществ (обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерных открытых или закрытых обществ). В связи с этим в Закон об ОСАГО целесообразно было бы внести изменение, указав, что страховщики, осуществляющие обязательное страхование, должны образовываться в форме хозяйственных обществ по аналогии с законодательством о банках и банковской деятельности, определяющей кредитную организацию как юридическое лицо, создаваемое в форме хозяйственного общества (ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Либо подобное изменение нужно даже внести в ст. 6 Закона о страховании, указав, что все страховщики, за исключением обществ взаимного страхования, должны образовываться в форме хозяйственных обществ. Основной целью деятельности страховой компании является извлечение прибыли посредством предоставления страховых услуг. В том случае, когда при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (отчетный период) превышает 5% от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационный резерв по обязательному страхованию) до достижения данным резервом величины, равной 10 процентам размера страхового резерва произошедших, но не заявленных убытков, сформированного страховщиком для осуществления страховых выплат по обязательному страхованию (резерв произошедших, но не заявленных убытков по обязательному страхованию) на конец отчетного периода. 2. Минимальный размер уставного капитала страховой организации, занимающейся обязательным страхованием, как и любой другой страховой организации, осуществляющей имущественное страхование, с 1 января 2012 г. составляет 120 млн. руб. Данная величина определяется посредством перемножения базового размера уставного капитала страховой организации, равного 120 млн. руб., на коэффициент в зависимости от вида страхования, который для имущественного страхования равен 1 (п. 3 ст. 25 Закона о страховании). До момента вступления в силу Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", увеличившего минимальный уставный капитал страховщиков до 120 млн. руб., минимальный размер уставного капитала равнялся 30 млн. руб. При учреждении страховой компании уставный капитал должен быть оплачен в полном размере. 3. Не всякая страховая компания, отвечающая предыдущим двум критериям, может заниматься обязательным страхованием. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о страховании страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвестиций в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. Исходя из этого, обязательное страхование может осуществлять лишь российская страховая компания, а равно страховая компания, имеющая в своем уставном капитале менее 49% иностранных инвестиций и не являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранным инвесторам. Согласно п. 1 ст. 105 ГК РФ дочерним признается такое хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. 4. Страховщик, желающий осуществлять обязательное страхование, должен получить для этого лицензию. Лицензирование страховщиков осуществляется в порядке, установленном ст. 32 - 32.9 Закона о страховании. Данный вид страховой деятельности относится к страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и составляет его самостоятельный подвид. Лицензия выдается Федеральной службой по финансовым рынкам. Для получения лицензии страховая организация - соискатель лицензии представляет в Федеральную службу по финансовым рынкам установленные п. 2 ст. 32 Закона о страховании документы: а) заявление о предоставлении лицензии; б) учредительные документы соискателя лицензии; в) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; г) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии; д) сведения о составе акционеров (участников); е) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере; ж) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит; з) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии; и) сведения о страховом актуарии; к) правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов; л) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок; м) положение о формировании страховых резервов; н) экономическое обоснование осуществления видов страхования; о) документы (согласно перечню, установленному нормативными правовыми актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал. Необходимо отметить, что, исходя из обязательности страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и как следствие того, что как Правила ОСАГО, так и Тарифы по ОСАГО утверждает Правительство Российской Федерации, отсутствует необходимость представления в орган страхового надзора документов по пунктам "к" и "л". Законом о страховании определен исчерпывающий перечень необходимых документов, поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень. Хотя, на наш взгляд, данный перечень следовало бы дополнить документом, подтверждающим уплату соискателем государственной пошлины. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина - 2600 руб. Ее размер определяется п. 92 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и идентичен взиманию пошлины за выдачу лицензий на другие лицензируемые виды деятельности, за исключением случаев, прямо поименованных в ст. 333.33 НК РФ. Максимальный срок рассмотрения заявлений соискателей лицензии на страхование, который должен завершиться принятием решения о выдаче лицензии или отказом в ее выдаче, составляет 120 дней (п. 11 ст. 32 Закона о страховании). В том случае, когда страховщик обращается за выдачей лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования, то выдача лицензии осуществляется в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех необходимых документов. До момента вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный срок составлял в обоих случаях 60 дней. Рассмотрение документов завершается выдачей лицензии либо отказом в ее выдаче при наличии оснований, содержащихся в ст. 32.3 Закона о страховании. Срок действия страховой лицензии не ограничен по времени. Однако Закон допускает выдачу временной лицензии на срок от одного года до трех лет либо на срок, указанный в заявлении соискателем лицензии, но не более чем на три года. Деятельность страховщика находится под постоянным контролем со стороны органа страхового надзора, и в случае выявления нарушений страховщиком законодательства может быть принято решение об ограничении или приостановлении действия лицензии (ст. 32.6 Закона о страховании), а при определенных обстоятельствах это может повлечь прекращение страховой деятельности страховой организации (ст. 32.8 Закона о страховании). 5. Исходя из общих положений п. 2 ст. 6 Закона о страховании, устанавливающего специализацию у страховых компаний, страховщики, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, вправе совмещать эту деятельность со страхованием иных объектов имущественного страхования (имущества, предпринимательского риска, ответственности) и страхованием части объектов личного страхования (страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием). Переходный период по выбору специализации деятельности страховыми компаниями завершился 1 июля 2007 г. 6. Страховая организация, претендующая на получение лицензии на осуществление обязательного страхования, должна обладать не менее чем двухлетним опытом осуществления операций по страхованию транспортных средств или по осуществлению операций по страхованию добровольной гражданской ответственности их владельцев (п. 3 ст. 21 Закона об ОСАГО). Для других видов страхования ничего подобного не установлено. Данное ограничение по своей сути похоже на нормативное требование в отношении банков, желающих привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Это право возникает только у банков, с момента государственной регистрации которых прошло больше двух лет (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). 7. Еще одним специальным условием получения страховой компанией лицензии для осуществления обязательного страхования является наличие у страховщика представителя в каждом субъекте Российской Федерации. При этом под представителем понимается обособленное подразделение страховщика (представительство, филиал) с полномочиями рассматривать требования, предъявленные к страховщику потерпевшими, и осуществлять выплаты. Такие полномочия должны быть закреплены в положении о структурном подразделении и уставе организации, а также подкреплены доверенностью у директора представительства. Либо функции представительства выполняет другой страховщик, наделенный такими же полномочиями на основании договора поручения или иного договора. Закрепление подобных полномочий обязательно, но представителю могут быть предоставлены и иные полномочия. В частности, полномочия по сбору страховой премии. 8. Обязательным условием осуществления деятельности по обязательному страхованию является необходимость страховщика быть членом профессионального объединения страховщиков - Российского союза страховщиков. 9. Страховщики, желающие осуществлять операции по страхованию в рамках международных систем страхования, должны отвечать дополнительным требованиям - внести дополнительные взносы в специальный гарантирующий фонд Российского союз автостраховщиков и быть включенными в специальный реестр. (Подробнее об этом будет рассказано ниже.) 10. Организационным условием надлежащего осуществления деятельности страховой компании по обязательному страхованию является наличие у него либо его представителей приспособленных для выполнения своих функций помещений. Помещения страховой компании, осуществляющей обязательное страхование, не может располагаться в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 1 ст. 22 Закона об ОСАГО). Кроме того, в таких помещениях, занимаемых органами власти, запрещается осуществлять заключение договоров обязательного страхования, а равно размещать рекламу услуг конкретных страховщиков. По смыслу Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушение этого ограничения будет являться разновидностью недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Одним из главных принципов антимонопольного законодательства является запрет недобросовестной конкуренции (ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции"). В частности, по одному из дел администрация муниципального образования г. Ч. согласовала размещение двух киосков одной из страховых компаний на территории, расположенной в непосредственной близости от здания городского ГИБДД. В этих целях со страховой компанией был заключен договор аренды земельного участка. Проверяя соблюдение законодательства, антимонопольный орган вынес администрации г. Ч. предписание об устранении нарушений требований законодательства. По мнению антимонопольного органа, подобное решение нарушило положения ст. 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (действовавшего до момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции". - Прим. автора). Согласно этой статье органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики, рассматривавший дело в качестве первой инстанции, не усмотрел в данном случае нарушения Закона и отменил постановление антимонопольного органа. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, отменяя данное решение и направляя его на новое рассмотрение, отметил, что суд не оценил доводы антимонопольного органа о том, что киоски страховой компании находятся непосредственно у входа в здание подразделения ГИБДД МВД Карачаево-Черкесской Республики, в котором производятся действия по регистрации и учету транспортных средств, в связи с чем создается конкурентное преимущество данной страховой группе. Страховая компания получает преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, заключающиеся в возможности привлечения клиентов за счет уменьшения их количества в других страховых организациях, а это создает угрозу причинения конкурентам убытков в виде неполученных доходов. Суду было предложено исследовать вопрос о том, создает ли это конкурентное преимущество страховой компании, учитывая, что расположение киосков фактически образует проход в здание инспекции (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2006 г. N Ф08-4749/2006). В другом случае арбитражный суд кассационной инстанции согласился с мотивами вынесения предписания антимонопольного органа, который зафиксировал нарушение антимонопольного законодательства и ст. 22 Закона об ОСАГО, когда офис страховой компании, занимаемый ею на правах аренды, находился в одном здании с администрацией муниципального образования. Причем страховая компания начала занимать свои помещения с 1991 г., т.е. задолго до вступления в силу Закона об ОСАГО (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф08-5706/2005). Однако с момента вступления в силу указанного Закона - с 1 июля 2003 г. - договоры аренды помещений с компаниями, занимающимися обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должны были быть расторгнуты, так как это стало относиться к ограничениям в деятельности страховых компаний по обязательному страхованию. Однако если бы этот офис страховой компании не занимался непосредственно продажами полисов обязательного страхования, а занимался другими операциями по страхованию, то в действиях страховой компании не было бы нарушения Закона и указанные помещения можно было бы за ней сохранить. Еще одной особенностью осуществления деятельности по страхованию в интересах органов государственной или муниципальной власти является необходимость размещения заказов только с соблюдением установленной Законом процедуры. Отношения по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регламентируются одноименным Законом - Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно ст. 10 данного Федерального закона размещение заказа возможно как посредством организации торгов в форме конкурса или аукциона, так и без проведения торгов в форме запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на товарных биржах. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется только путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время подобный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р. В нем поименованы услуги по финансовому посредничеству, кроме страхования. Следует обратить внимание, что с 7 января 2012 г. в вопросе размещения заказов на страховые услуги для государственных и муниципальных нужд произошли существенные изменения. До этого момента указанные отношения регламентировались Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с п. 1 ст. 18 которого (действовавшей в редакции до 07.01.2012) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций исключительно конкурсного отбора (в форме открытого конкурса или открытого аукциона) в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания определенных финансовых услуг. К их числу были отнесены финансовые услуги по страхованию имущества, личному страхованию, в том числе медицинскому страхованию, негосударственному пенсионному страхованию, страхованию ответственности. Поэтому заключение договоров ОСАГО федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий вне зависимости от суммы сделки до 2012 г. формально было возможно только в форме открытого конкурса. Хотя существовали и иные мнения на этот счет. Например, о том, что наличие подобного указания в п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ не исключало возможности осуществления размещения заказа посредством осуществления запроса котировок или заключения договора с единственным источником по правилам, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Тем более что условия осуществления страхования по ОСАГО, страховые тарифы по ОСАГО у всех страховщиков одинаковы, что делает затруднительным определение победителя при размещении заказа посредством конкурса или тем более аукциона. Судебная практика в этом вопросе также носила различный характер. В частности, по одному из судебных споров по жалобе страховой компании Н. о признании незаконным размещения заказа на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и отмене его результатов, которое было осуществлено посредством запроса котировок, Арбитражный суд Алтайского края своим решением от 27.02.2007 отказал в ее удовлетворении, отметив законность проведения запроса котировок при размещении заказа по обязательному страхованию на сумму 115 634,99 руб. Решение было оставлено в силе вышестоящими судебными инстанциями, в том числе Высшим Арбитражным Судом РФ (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 г. N 15326/07 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"). Напротив, по другому делу, при рассмотрении спора о признании договора ОСАГО недействительным и о возврате страховой премии в размере 2180,25 руб., заключенного между страховой компанией Р. и администрацией сельского поселения В. по мотиву заключения договора ОСАГО без организации размещения заказа посредством конкурса, Арбитражный суд Брянского края удовлетворил заявленные прокурором требования и признал указанный договор ОСАГО недействительным. Решение Арбитражного суда от 12.03.2010 проходило рассмотрение в вышестоящих судебных инстанциях, в том числе в Высшем Арбитражном Суде РФ и было оставлено без изменения (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N ВАС-12476/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"). В третьем случае Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривал жалобы на решения арбитражных судов в связи с нарушением порядка заключения договора ОСАГО, страховая премия по которому составила 7235,2 руб., заключенного не по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, а посредством заключения договора с единственным исполнителем, заключенного между страховой компанией С. и межрегиональной инспекцией ФНС по Дальневосточному федеральному округу. В Постановлении от 13.12.2011 N 8732/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ пришел к выводу о возможности применения к порядку заключения договора ОСАГО в этом случае положений подп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, позволяющих заключать договор с единственным исполнителем без процедуры торгов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. N 8732/11). С момента вступления в силу новой редакции ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устранена двусмысленность в этом вопросе. Из перечня финансовых услуг, размещение заказов в отношении которых возможно исключительно в форме открытого конкурса или аукциона вне зависимости от суммы сделки, определяемых в п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, исключены все страховые услуги. Поэтому при разрешении заключения договоров ОСАГО государственными или муниципальными заказчиками необходимо применять общие положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, которые при суммарной стоимости договоров об оказании страховых услуг в течение одного квартала в пределах 100 000 руб. позволяют их заключать у единственного исполнителя, т.е. без осуществления процедуры торгов (подп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ), а при суммарной стоимости договоров об оказании страховых услуг в течение одного квартала в пределах 500 000 руб. - заключать соответствующие контракты по результатам запроса котировок (п. 3 ст. 42 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ). 11. Законодательство устанавливает требования к обеспечению финансовой устойчивости страховщиков. Помимо требований к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний, разработанных Правительством РФ страховых тарифов, операций по перестрахованию, финансовую устойчивость страховых операций по ОСАГО обеспечивают страховые резервы. Страховые резервы являются целевыми и могут быть использованы исключительно для целей проведения страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. Общие положения о порядке образования страховых резервов установлены ст. 26 Закона о страховании. Порядок их формирования, включая предельные размеры отчислений в данные резервы, в структуре страхового тарифа устанавливается Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утв. Приказом Минфина от 11 июня 2002 г. N 51н (с изм. от 08.02.2012). Данные Правила действуют с 1 января 2003 г. Данным актом предусмотрено образование у страховщиков, осуществляющих страхование иное, чем страхование жизни, следующих резервов: а) резерв незаработанной премии - это часть начисленной страховой премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах; б) резерв заявленных, но неурегулированных убытков, представляющий собой оценку неисполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах; в) резерв произошедших, но незаявленных убытков, который является оценкой обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая расходы по урегулированию убытков, возникших в связи со страховыми случаями, происшедшими в отчетном или предшествующих ему периодах, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке не заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах; г) стабилизационный резерв - оценка обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением. Коэффициент состоявшихся убытков рассчитывается как отношение суммы произведенных в отчетном периоде страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в этом периоде, резерва заявленных, но неурегулированных убытков и резерва произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по убыткам, произошедшим в этом отчетном периоде, к величине заработанной страховой премии за этот же период; д) стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств формируется для компенсации расходов страховщика на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика. Кроме этого, в течение первых трех лет со времени введения обязательного страхования (т.е. с 1 июля 2003 г. и до 1 июля 2006 г.) страховщиками в обязательном порядке формировался и еще один резерв - резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который являлся оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его расчетной величиной. С 1 января 2009 г. соответствующий пункт исключен из Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Порядок расчета указанных резервов предусматривается указанными Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Пунктом 3 ст. 22 Закона об ОСАГО прямо предусмотрено также формирование двух специальных страховых резервов для страховых компаний, осуществляющих обязательное страхование. Их можно считать разновидностями иных страховых резервов, о которых упоминается в абз. 9 п. 6 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. В абз. 9 п. 44 указанных Правил данные резервы в целом обозначены как резервы компенсационных выплат: е) резерв гарантий, который образуется для финансового обеспечения компенсационных выплат, т.е. в случае причинения вреда жизни или здоровью либо имуществу потерпевшего, когда страховая выплата не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности; ж) резерв текущих компенсационных выплат, который образуется для финансового обеспечения компенсационных выплат, в случае когда причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а страховая выплата не может быть осуществлена вследствие неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред, а также в случае отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица. Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739 "Об утверждении Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" на текущие страховые выплаты по обязательному страхованию подлежит направлению 77% от размера страховых взносов; в резерв гарантий направляется 1% от размера страховых взносов; в резерв текущих компенсационных выплат - 2% от размера страховых взносов. Причем, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5% от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие годы и прямое возмещение убытков в последующие годы. Помимо этих двух страховых резервов страховые компании формируют и другие страховые резервы. Порядок размещения страховых резервов регулируется новым Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2012 г. N 100н (зарег. в Минюсте РФ 03.08.2012 N 25102). Указанный нормативный акт вступил в силу 30 сентября 2012 г. и пришел на смену Приказу Министерства финансов РФ от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов". Страховые резервы могут размещаться страховщиками в следующие виды активов: 1) в ценные бумаги публичных субъектов гражданского права:
2) в ценные бумаги частных субъектов гражданского права:
3) в недвижимое имущество; 4) в денежную наличность, в том числе на счетах в банках:
5) в иные виды имущественных активов:
Порядком размещения страховщиками средств страховых резервов устанавливаются дополнительные требования к активам. В частности, предусматриваются требования по эмитентам ценных бумаг, требования по нахождению ценных бумаг в котировальном списке, требования по категориям имущества, рейтинговые оценки доверительных управляющих и др. Анализ указанных видов страховых резервов применительно к страховым компаниям, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности, показывает, что страховщики по ОСАГО могут размещать свои средства в любые из этих активов, за исключением тех, которые непосредственно связаны с другими видами страхования. Среди этих исключений можно выделить: депо премий по рискам, принятым в перестрахование, займы страхователей по договорам страхования жизни, ипотечные ценные бумаги. Порядком размещения страховых резервов установлены требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. В частности, стоимость государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг по страхованию иному, чем страхование жизни, не может быть более 30% суммарной величины страховых резервов, причем суммарная стоимость ценных бумаг одного субъекта Российской Федерации не может быть более 15%, а муниципального образования - не более 10%. Стоимость простых векселей - не более 10% от суммарной величины страховых резервов. Стоимость банковских вкладов (депозитов) - не более 20% от суммарной величины страховых резервов. Стоимость акций - не более 20% суммарной величины страховых резервов, а стоимость жилищных сертификатов - не более 5%. Стоимость инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления - не более 10% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Стоимость недвижимого имущества - 20% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Стоимость слитков золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов - не более 10% суммарной величины страховых резервов. Дебиторская задолженность страховщиков, возникшая в результате расчетов по прямому возмещению убытков в соответствии с законодательством об ОСАГО, уменьшенная на сумму кредиторской задолженности, возникшей в результате этих же расчетов, - не более 100% от величины страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды. Средства страховых резервов, переданные в доверительное управление, - не более 50% суммарной величины страховых резервов и др. 12. Особенности правового положения страховой организации предопределяют специфику процедуры банкротства страховой организации. В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с середины 2010 г. введены в действие ст. 184.1 - 184.11 (Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), посвященные особенностям банкротства страховых компаний, заключающиеся в дополнительных основаниях для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации, особенностях определения признаков банкротства страховой организации, особенностях осуществления функций временной администрации страховой организации в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации, правам требования профессионального объединения, продаже имущественного комплекса страховой организации, продаже или передаче страхового портфеля страховой организации и пр.
Оглавление: Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |