ОСАГО: рост цен на страховые полисы

 

Уже через пару лет "автогражданка" может превратиться из социально полезного вида страхования в нагрузку на бюджеты домохозяйств. Произойдет это благодаря крупным страховщикам и госорганам, спешащим "позаботиться" об автовладельцах и пострадавших в авариях.
Второй год Минфин корпит над проектом поправок в Закон об ОСАГО. Данные поправки призваны увеличить максимальные размеры выплат по имуществу со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб., а по риску нанесения вреда жизни и здоровью со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Из плюсов данного нововведения можно выделить лишь введение фиксированных выплат при получении травм и смерти по так называемой таблице выплат. То есть сломанная рука будет стоить одних денег, а полученная группа инвалидности, не дай бог, конечно, - совсем других. А также то, что эти выплаты не будут соприкасаться в рамках гл. 59 Гражданского кодекса с выплатами по обязательному медицинскому страхованию. Получается, если все получится, конечно, что вы сможете не только за счет ОМС полежать в больничке, но уже после этого получить более-менее достойную выплату за понесенный ущерб от страховщика виновника вашей аварии.
Однако, судя по всему, эти же поправки принесут и, в лучшем случае, трехкратный рост цен на полисы. Приведет к этому не только рост максимальных выплат, но и ряд нововведений, которые обсуждаются между Минфином, Федеральной антимонопольной службой и страховщиками. Например, введение "ценового", или "тарифного", стороны сами еще не определились, как его правильно назвать, коридора. Суть идеи, предложенной ФАС еще пять лет назад, - дать страховщикам возможность конкурировать по цене на полисы ОСАГО.
Напомню, что сейчас каждая страховая компания не может вам теоретически и согласно законодательству предложить цену полиса меньше или больше чем та, что рассчитывается по установленным формулам и учитывается как базовый тариф, перемноженный на коэффициенты по мощности автомобиля, стажу водителя, месту использования транспортного средства, а также ряду других параметров. На практике ситуация же в корне отличается, как и все в этой стране, от изложенного на бумаге. По сути, компании уже сейчас, если очень нужны деньги, готовы засчитывать вам безаварийный стаж в пять лет без какого-либо документального подтверждения этого подвига автомобилиста, и за счет этого давать скидку до 25% от стоимости полиса.
Но вернемся к предложению ФАС, которое, даже удивительно как пришлось по душе страховщикам. Изначально ФАС предлагал страховщикам конкурировать в пределах 20% от цены полиса. Это так называемые расходы на ведение дела, то есть средства, которые компания не должна откладывать на будущие выплаты по ОСАГО. Однако годы идут, и идеи меняются. И теперь уже ведомства и компании обсуждают, как бы сделать так, чтобы конкурировать можно было не в пределах какой-то там пятой части стоимости полиса, а искусственно привить конкуренцию рынку, причем так, что владельцам автомобилей вряд ли это понравится.
Предлагается дать страховщикам возможность использовать коридор, нижней планкой цены в котором будет тот самый базовый тариф (сейчас это 1980 руб.), а верхней - он же, но в трехкратном размере и при этом помноженный на максимальные коэффициенты. С учетом того, что после "сезона выборов" в этой стране правительство, а именно оно устанавливает размер базового тарифа, увеличит его как минимум на 50%, средняя цена полиса ОСАГО может вырасти как минимум в полтора-два раза. Зная аппетиты страховщиков, особенно крупных и тех, для кого ОСАГО - кормушка, приносящая большую часть оборотов бизнеса, и учитывая введение трехкратного ценового коридора, простейшая арифметика дает увеличение стоимости полиса ОСАГО уже не полтора-два раза, а все три-четыре с половиной. Теперь можно понять, почему и Минфин подзатягивает законопроект до следующего лета. Как говорит один федеральный чиновник, он точно будет принят раньше следующей осенней сессии Госдумы. Оно и правильно, зачем жадностью страховщиков пугать зашуганный российский электорат.
 

Январь 2012 г.