Новое в страховании гражданской ответственности перевозчиков
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ гарантирует пострадавшим на транспорте право на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. Его принятие потребовало внесения изменений в другие законодательные акты. На что должен обратить внимание сотрудник страховой организации, чтобы правильно организовать учет операций по договорам обязательного страхования? В Правительстве РФ, инициировавшем разработку проекта федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам вне зависимости от вида транспорта, исходили, прежде всего, из того, что в настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пострадавшему вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, нуждались в разрешении и очевидные проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе отсутствие у них необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Как показала жизнь, ныне действующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного при перевозках. И правительственные аналитики пришли к выводу, что страхование ответственности перевозчика может стать эффективной заменой личному страхованию пассажиров. Как отмечают в пояснительной записке к документу разработчики законопроекта, законодательство о страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами имеется во многих странах мира, в том числе и у транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова). Их опыт показывает, что обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами дает положительный результат как в плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.
Концепцию диктовали время и рынок
Концепцию Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), вступающего в силу 1 января 2013 г., по сути, диктовали время, по которому живет весь цивилизованный мир, и требования сегодняшнего рынка, прежде всего отечественного. Именно это обстоятельство определило цели Закона и сферу его правового регулирования. В Законе зафиксированы следующие положения концептуального характера:
По прогнозам специалистов, введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков приведет к увеличению суммарного объема компенсаций за ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу пассажира, в среднем по стране до 6 млрд руб., а максимально - до 11 млрд руб. ежегодно. Кстати, с введением в силу Федерального закона N 67-ФЗ, полагают в Правительстве РФ, размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4 - 10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации при частичном повреждении здоровья. Важно, что в соответствии с новым Законом страховая премия по обязательному страхованию будет определяться по соглашению сторон договора обязательного страхования и зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств и других факторов, влияющих на степень риска. Доля затрат на обязательное страхование в структуре затрат перевозчика, обеспечивающего приемлемый уровень безопасности, считают в Правительстве и парламенте России, не будет высокой. В связи с этими требованиями Закона к договору обязательного страхования безопасность на транспорте должна повыситься, поскольку перевозчики будут заинтересованы направлять средства на мероприятия по снижению аварийности и повышению уровня безопасности перевозок пассажиров.
Основные положения Федерального закона N 67-ФЗ
Говоря об основных положениях нового Закона, нельзя не отметить, что в нем с целью избежать спорных ситуаций и с учетом правоприменительной практики весьма обстоятельно прописаны правовые нормы, касающиеся договора обязательного страхования, страховой премии, страхового возмещения, системы гарантирования компенсационных выплат. С целью надлежащего ведения бухгалтерского учета и контроля за операциями по договорам обязательного страхования финансовые службы страховой организации должны в первую очередь принимать во внимание следующие положения Федерального закона N 67-ФЗ. 1. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно: 1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем 2025 тыс. руб. на одного пассажира; 2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем 2 млн руб. на одного пассажира; 3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем 23 тыс. руб. на одного пассажира. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования. Учет страховых сумм для целей формирования статистической отчетности целесообразно вести раздельно по каждому риску. 2. Страховая премия подлежит уплате единовременно в момент заключения договора, если иной порядок им не предусмотрен. Она определяется по каждому риску в отдельности. Таким образом, финансовой службой должен быть организован аналитический учет страховых премий по видам рисков в рамках одного договора страхования. За несвоевременную уплату страховой премии страховщик вправе предъявить страхователю требование об уплате процентов. Особо обратим внимание на то, что страховая премия или ее часть не может быть зачтена в счет страховой выплаты, за исключением случая, когда страхователь получает возмещение. Примечание. Изменение страховой премии соразмерно страховому риску должно быть оформлено дополнительным соглашением, которое является документом-основанием для бухгалтерского учета. 3. Страховщик вправе требовать от страхователя доплаты страховой премии соразмерно увеличению страхового риска, а страхователь от страховщика - возврата части страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска. Соответствующая сторона осуществляет указанное правомочие, направляя другой стороне проекта соглашение об изменении размера страховой премии. Заключение этого соглашения для стороны, которой оно направлено, является обязательным и осуществляется в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса РФ. Если при увеличении страхового риска страхователь возражает против соответствующего изменения условий договора страхования, страховщик вправе потребовать расторжения договора в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 29 Гражданского кодекса РФ. Исходя из этого бухгалтерский учет суммы доплаты страховых премий или их возврата осуществляется только на основании подписанного сторонами договора соглашения. Обратим внимание на п. 11 ст. 11 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому неуведомление страховщика об увеличении риска по договору до наступления страхового случая может повлечь за собой предъявление с его стороны регрессного требования к страхователю в размере выплаченного страхового возмещения за вычетом уплаченной страховой премии. 4. Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть предоставлены. За просрочку исполнения данной обязанности страховщик уплачивает выгодоприобретателю за каждый день просрочки пеню в размере 1/75 ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно выплаченной суммы или в случае ненаправления мотивированного отказа - от страховой суммы, установленной по конкретному риску Законом N 67-ФЗ. При этом применяется ставка рефинансирования Банка России, установленная на дату начала просрочки. Пени за просрочку исполнения указанной обязанности начисляются и уплачиваются страховщиком независимо от наличия или отсутствия требований выгодоприобретателя о взыскании пеней. Правила об уменьшении неустойки при взыскании указанных пеней не применяются. Таким образом, при начислении выплаты финансовые службы могут дополнительно контролировать исполнение страхового законодательства на предмет правильности определения суммы, которая должна быть перечислена потерпевшему при несоблюдении сроков страхового возмещения. 5. В счет страхового возмещения страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю часть страхового возмещения в размере 100 тыс. руб. (предварительная выплата) в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части страхового возмещения и документов, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых определяются Правительством Российской Федерации. Указанные документы должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также предварительные сведения о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Предварительная выплата является страховой выплатой, бухгалтерский учет которой ведется на счете 22 "Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования". 6. У страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред, в следующих случаях: 1) при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред; 2) при наступлении страхового случая, если транспортным средством управляло лицо, находившееся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицо, не выполнившее законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 3) при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело подтвержденного или оформленного в установленном порядке права на управление транспортным средством; 4) при наступлении страхового случая вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика; 5) при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена; 6) а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях. 7. Если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствуют страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, выгодоприобретатель вправе подать заявление и документы любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и имеющему лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования. Страховщик, заключивший договор обязательного страхования, обязан перевести выгодоприобретателю денежные средства по указанным им реквизитам в счет выплаты страхового возмещения или направить выгодоприобретателю мотивированный отказ.
Компенсационная выплата и перестраховочный пул
В процессе работы над Законом, учитывая проблемы правоприменительной практики, парламентарии уделяли большое внимание главе о системе гарантирования компенсационных выплат. В частности, в соответствии с Законом при возбуждении арбитражным судом производства по делу о банкротстве страховщика или отзыве у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда осуществляет компенсационные выплаты согласно правилам профессиональной деятельности в следующем размере: 1) 2025 тыс. руб. при причинении вреда жизни каждого потерпевшего; 2) не более чем 2 млн руб. при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего; 3) не более чем 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 тыс. руб. за иное имущество при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего. Общая сумма компенсационной выплаты по имуществу каждого потерпевшего не может быть более чем 23 тыс. руб. Требование о компенсационной выплате предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику. После осуществления компенсационной выплаты профессиональное объединение страховщиков вправе предъявить страховщику требование о взыскании суммы произведенной компенсационной выплаты в том же порядке и на тех же условиях, в соответствии с которыми могло бы осуществить свое право требования к страховщику лицо, получившее компенсационную выплату. В статье Закона о перестраховочном пуле зафиксированы положения, согласно которым в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Участие членов профессионального объединения страховщиков в перестраховочном пуле является обязательным.
Внесение изменений в законодательные акты в связи с принятием Закона N 67-ФЗ
Принятие Федерального закона N 67-ФЗ потребовало внесения изменений в другие законодательные акты. Они внесены Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ. Сроки вступления их в силу - 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу 1 апреля 2013 г. 1. Изменения в части уточнения понятия "пассажир", определения периода перевозки пассажира, а также установления ответственности перевозчика за вред, причиненный при перевозке, жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира, и обязанности перевозчика выплатить компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, внесены в Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". 2. В Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" внесены изменения, согласно которым из числа потерпевших исключены лица, признанные потерпевшими в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ. 3. Дополнения в части оснащения транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей (тахографами), внесены в Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Изменения вступают в силу 1 апреля 2013 г. 4. Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части, касающейся установления административной ответственности за нарушение требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения", за несоблюдение перевозчиком требований об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также обязанности по информированию пассажиров о страховщике и действующем договоре страхования. В частности, в соответствии со ст. 11.31 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн руб. Изменения вступают в силу 1 апреля 2013 г. 5. Из п. 2 ст. 936 Гражданского кодекса Российской Федерации исключены положения, касающиеся обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет. 6. Во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым:
В парламенте России считают, что введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, станет инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства Российской Федерации в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами. Сентябрь 2012 г. |
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |