Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
Комментарий к статье 32 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
1. Определяя правоспособность юридических лиц, ГК РФ в ст. 49 устанавливает общее правило: отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом, который устанавливает как общие требования для получения лицензии, так и специальные - в зависимости от вида страхования и субъекта страхового дела, претендующего на получение лицензии. 2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен основной перечень документов, которые следует предоставить соискателю для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Из указанного перечня мы остановим внимание только на тех документах, которые, по нашему мнению, нуждаются в дополнительном пояснении. Форма заявления о предоставлении лицензии на осуществление страхования приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. N 60н "Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела". Этим же Приказом утверждены формы предоставления сведений: о составе акционеров (участников) соискателя лицензии; о единоличном исполнительном органе; руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа; главном бухгалтере; руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии; о страховом актуарии; об экономическом обосновании осуществления видов страхования (бизнес-план по страхованию). Согласно подп. 10 п. 2 рассматриваемой статьи для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, а также взаимного страхования (см. п. 4.1) соискатели лицензии представляют в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным указанным Законом. В целях реализации требований Закона об отнесении правил страхования к видам страхования в соответствии с п. 1 ст. 32.9 Закона соискателям лицензии в заявлении необходимо указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования. Если правила страхования содержат условия страхования нескольких объектов, относящихся к разным видам имущественного и (или) личного страхования, то такие правила страхования следует отнести соответственно к нескольким видам страхования, указанным в классификации (см. письма Росстрахнадзора от 18 февраля 2005 г. N 44-894/02-01 и от 14 мая 2005 г. N 44-4191/02). В силу подп. 11 п. 2 комментируемой статьи расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок представляются соискателями для получения лицензии на осуществление конкретного вида страхования. При этом согласно п. 10 комментируемой статьи об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, в том числе указанные в подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона, страховщики обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений. Таким образом, Законом предусмотрен уведомительный порядок изменения применяемых страховщиком страховых тарифов по конкретному виду добровольного страхования (см. письмо Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. N 05-04-05/147). В соответствии с подп. 14 п. 2 комментируемой статьи соискатель лицензии должен предоставить документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал. Перечень таких документов устанавливается нормативными правовыми актами органа страхового надзора (см. Приказ Минфина РФ от 23 мая 2011 г. N 63н). Итак, для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал страховщика, в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), представляются следующие документы: 1) справки о полученных доходах и удержанных суммах налога, выданные налоговыми агентами по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Приказ Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников"); 2) копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой в установленном порядке в налоговый орган в случаях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (см. Приказ ФНС РФ от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/760@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)"); 3) копии договоров дарения, купли-продажи, продажи недвижимости, найма, на выполнение работ или оказание услуг или иные документы, подтверждающие получение дохода, выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации (если источником собственных средств физического лица являются доходы, полученные по данным договорам). В случае если источником происхождения собственных средств (имущества) физического лица являются полученные в ходе осуществления предпринимательской деятельности доходы, в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) представляются: 1) копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и (или) копия налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, составленная и представленная в налоговый орган в установленном порядке (см. Приказ Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 58н; Приказ ФНС РФ от 23 января 2012 г. N ММВ-7-3/13@); 2) иные документы, подтверждающие источники происхождения доходов и собственных средств (имущества) физического лица (по его усмотрению). Период времени, за который представляются указанные документы, определяется физическим лицом самостоятельно. Если соискатель намерен получить лицензию на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, то он представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10 - 13 п. 2 комментируемой статьи. Также следует учитывать, что на соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), 11 п. 2 комментируемой статьи (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании). Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к документам, указанным в п. 2 комментируемой статьи, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов. 3. Новеллой настоящего Закона является отграничение взаимного страхования от иных видов страхования и определение правовых основ оформления лицензии на данный вид деятельности. Пункт 4.1 настоящей статьи определяет перечень документов, которые должны быть представлены соискателем лицензии в уполномоченный орган государственной власти. Обособление отдельных видов страхования предполагает выделение ряда особенностей получения лицензии на их осуществление. Однако, как свидетельствуют положения настоящей статьи, перечень документов, представляемых для получения лицензии на осуществление взаимного страхования, является общим для иных видов страховой деятельности, которые подтверждают факт государственной регистрации страховщика в качестве юридического лица, определяют состав органов управления им, а также подтверждают иные юридические факты, необходимые для осуществления страховой деятельности, в частности, порядок формирования уставного капитала, страховых резервов и т.п. В то же время, наряду с дублированием общих предписаний, закон устанавливает одну существенную особенность деятельности обществ взаимного страхования - в отличие от иных страховщиков они создаются в форме некоммерческой организации, которая не имеет основной целью деятельности извлечение прибыли, а направлена на достижение иных целей и задач, которые определены ее уставом. Согласования требуют и дополнительные виды страхования, которые намерен дополнительно осуществлять страховщик (п. 4.2 комментируемой статьи). Закон прямо предусматривает необходимость получения такого согласования Федеральной службы по финансовым рынкам. Для получения согласования нет необходимости повторно представлять полный пакет документов страховщика. Однако необходимым условием является представление документов по соответствующим видам страхования, которые позиционируются в качестве дополнительных и планируются на будущий период. Закон обязывает соискателя лицензии на осуществление дополнительных видов страхования следующие документы:
Поскольку данные виды страхования являются дополнительными и организация допущена уполномоченным органом государственной власти, то процедура согласования не предполагает полной проверки соответствия страховщика требованиям настоящего Закона и иных нормативных актов в области страхования. Факт выдачи лицензии на осуществление основных видов страховой деятельности является подтверждением такого соответствия. В этой связи Закон предусматривает проведение проверки соответствия и согласования дополнительных видов страхования в упрощенном порядке и в сокращенные сроки. Закон предусматривает необходимость принятия решения о согласовании или об отказе в таком согласовании по результатам рассмотрения документов соискателя органом страхового надзора не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня получения указанных документов органом страхового надзора. О принятом решении орган страхового надзора обязан сообщить в общество взаимного страхования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Указанное решение выступает в качестве юридического факта, порождающего для страховой организации возможность осуществления соответствующего вида страхования. Именно в этой связи Закон устанавливает достаточно короткий срок для уведомления о принятом уполномоченным органом решении о согласовании дополнительного перечня видов страхования или отказе в таком согласовании. Следует обратить внимание, что возможность начала осуществления указанных видов деятельности связана не с моментом принятия такого решения, а с моментом его получения страховщиком. В этой связи юридическое значение имеет соблюдение установленного срока уведомления уполномоченным органом соискателя лицензии. Основаниями для отказа в согласовании являются (см. Приказ Минфина РФ от 29 октября 2009 г. N 109н):
Порядок согласования положения о формировании страховых резервов и правил страхования по дополнительным видам страхования утвержден Приказом Минфина РФ от 29 октября 2009 г. N 109н. Так, указанный нормативный акт устанавливает полный перечень документов, который подлежит представлению обществом взаимного страхования для согласования дополнительных видов страхования. Решение указанного вопроса отнесено к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам РФ. В целях согласования Федеральной службой по финансовым рынкам положения и правил общество взаимного страхования представляет в Федеральную службу по финансовым рынкам следующие документы:
В случае получения отказа в согласовании, общество взаимного страхования вправе повторно представить документы, доработанные по замечаниям Федеральной службы по финансовым рынкам, для согласования положения и правил. 4. Отдельные требования предусмотрены для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности (п. 5 комментируемой статьи). Соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора: 1) заявление о предоставлении лицензии; 2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 3) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица; 4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности; 5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя. Приведем пример практического применения указанных норм. При рассмотрении документов по заявлению о выдаче лицензии ООО "Страховой брокер "СИБ-Брокер" лицензирующий орган в соответствии с подп. 3, 4 п. 1 ст. 32.3 комментируемого Закона отказал в выдаче лицензии по следующим основаниям:
О принятом решении в соответствии с п. 11 ст. 32 Закона в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения было сообщено заявителю в письме. В этом же письме заявителю разъяснялось, что для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности он вправе вновь обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, приложив документы в соответствии с требованиями Закона. Не согласившись с принятым решением, ООО "Страховой брокер "СИБ-Брокер" направило в адрес Федеральной службы страхового надзора соответствующее письмо, в котором указало на неправомерность действий лицензирующего органа и предложило пересмотреть принятое решение. В ответ на данное обращение заявителю письмом было сообщено, что перечень документов, представляемых соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности, установлен п. 5 ст. 32 Закона. В состав указанных документов включены в том числе документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 32.1 Закона квалификационные и иные требования установлены для руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) субъекта страхового дела - юридического лица и главного бухгалтера страховщика или страхового брокера заявителю разъяснялось, что принятие положительного решения о выдаче ему лицензии возможно при подтверждении соискателем исполнения требований ст. 32.1 Закона в отношении главного бухгалтера. Иные замечания, связанные с уточнением соответствующих положений устава и договора, носят рекомендательный характер. В связи с недостижением соглашения заявитель обжаловал решение лицензирующего органа от 05.04.2007 в арбитражном суде. По результатам рассмотрения указанного дела судом было установлено, что лицензирующий орган при рассмотрении документов по заявлению о выдаче лицензии ООО "Страховой брокер "СИБ-Брокер", законно и обоснованно в соответствии с подп. 3, 4 пункта 1 ст. 32.3 Закона отказал в выдаче лицензии на основании того, что документов подтверждающих квалификацию работников страхового брокера - главного бухгалтера представлено не было (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2007 г. N 09АП-15368/07-АК по делу N А40-34807/07-146-224. Постановлением ФАС Московского округа от 13 марта 2008 г. N КА-А40/699-08 данное Постановление оставлено без изменения). 5. Определяя перечни документов, которые являются обязательными, а в большинстве случаев и исчерпывающими, для соискания лицензии на осуществление того или иного вида страховой деятельности, Закон дополняет их специальными требованиями к форме представления таких документов (п. 6 комментируемой статьи). По общему правилу, установленному ГК РФ, указанные документы могут быть предоставлены в простой письменной форме или подлежат нотариальному удостоверению. Однако нотариальное удостоверение требуется лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. В этой связи в нотариальной форме Федеральной службе по финансовым рынкам подлежат представлению следующие документы:
Иные необходимые документы подлежат представлению уполномоченному органу в простой письменной форме. Однако и из этого правила есть исключение, которое распространяется на:
В соответствии с требованиями настоящей статьи порядок оформления таких документов определяется уполномоченным органом государственной власти в области страхового надзора. Однако сущность предписаний, установленных Министерством финансов РФ в ряде приказов, сводится к тому, что такие документы представляются в простой письменной форме, заверяются печатью организации и подписью уполномоченного должностного лица. В случае если такой документ содержит более одного листа, то он должен быть прошит и пронумерован. Каких-либо специальных требований к указанным документам действующие нормативные правовые акты не устанавливают. В качестве дополнительных требований, предъявляемых к документам соискателя лицензии, могут быть отнесены и требования п. 12 настоящей статьи, вытекающие из существа предписаний Конституции РФ и предусматривающие необходимость их представления на русском языке РФ. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" указывает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:
6. Устанавливая жесткие требования к соискателям лицензии на осуществление страховой деятельности (как по основным видам страхования, так и по дополнительным), Закон в то же время предусматривает возможность формирования дополнительных требований к указанным субъектам (п. 7.1 комментируемой статьи). Однако, закрепляя такую возможность, Закон не конкретизирует порядок ее реализации, а также субъекта, который вправе изменять установленные законом требования. Анализ практики деятельности органов государственной власти свидетельствует о том, что в большинстве случае в уточнение указанных требований производится в рамках приказов Министерства финансов РФ по результатам практической деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам. Дополнительные требования должны определять сущность осуществляемых видов деятельности и относится исключительно к деятельности страховщика. Установление дополнительных требований к соискателю лицензии, которые не относятся к осуществляемой им деятельности, не допустимо. 7. Пункт 8 настоящей статьи прямо предусматривает, что установленные Законом перечни документов являются исчерпывающими, за исключением прямых предписаний иных федеральных законов, регламентирующих отдельные виды обязательного страхования. Например, ст. 21 ФЗ об ОСАГО определяет в качестве необходимого требования к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, наличие у нее не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев, что также должно быть подтверждено документально, т.е. предполагает представление дополнительных документов. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в комментируемой статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Вопрос о выдаче страховщику лицензии или об отказе в ее выдаче должен быть разрешен органом страхового надзора в срок, не превышающий 120 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. Однако принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования, предусмотренного классификацией видов страхования, а также на осуществление перестрахования осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии документов. Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (см. также Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 151н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев").
Оглавление: Об организации страхового дела в РФ |
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |