Новый закон об актуариях
Актуальность принятия Федерального закона N 293-ФЗЭтот Закон прошел длинный путь от законопроекта до подписания Президентом РФ. Законопроект был внесен в Госдуму 20 июня 2007 г. Долгих шесть лет шла работа над данным правовым актом: устранялись разногласия, была создана согласительная комиссия для работы над ним. В итоге все заинтересованные лица получили отдельный Закон об актуарной деятельности. Чем была вызвана необходимость принятия Федерального закона N 293-ФЗ? Федеральный закон N 293-ФЗ должен исключить противоречия и дублирование в нормативном регулировании актуарной деятельности, создать условия для эффективного регулирования и осуществления актуарной деятельности в РФ и существенно повысить прозрачность и эффективность таких важных сфер социальных и экономических институтов, как страхование и пенсионное обеспечение. Таким образом, актуальность Федерального закона N 293-ФЗ обусловлена необходимостью создания правовой основы осуществления актуарной деятельности, установления порядка разработки и утверждения ее стандартов, порядка приобретения статуса актуария, а также введения института саморегулирования актуариев.
Основные положения Федерального закона N 293-ФЗОбязательное актуарное оценивание. Деятельность страховых организаций, обществ взаимного страхования является объектом обязательного актуарного оценивания. К сведению. Актуарное оценивание - это вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение. Обязательное актуарное оценивание деятельности страховых организаций и обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже одного раза в год. Обеспечить его проведение обязаны сами организации. У страховых организаций есть два варианта проведения актуарного оценивания:
К сведению. Субъектами актуарной деятельности являются актуарий и ответственный актуарий. Актуарий и ответственный актуарий. Федеральным законом N 293-ФЗ предусмотрено два вида субъектов актуарной деятельности: актуарий и ответственный актуарий.
Ответственный актуарий должен соответствовать всем предъявляемым к актуариям требованиям, а также дополнительным требованиям:
К сведению. Уполномоченным органом для целей Федерального закона N 293-ФЗ является Банк России. Сведения об ответственных актуариях вносятся в единый реестр ответственных актуариев сроком на пять лет, по истечении которых ответственный актуарий обязан вновь подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Порядок ведения такого реестра утверждает, а также непосредственно его ведет, предоставляет заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в нем, размещает эти сведения в Интернете уполномоченный орган - Банк России. Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Понятие "страховой актуарий" с 2015 г. использоваться не будет, и деятельность актуариев не будет признаваться страховой деятельностью. Отметим, что только ответственный актуарий может направить в уполномоченный орган актуарное заключение, подготовленное по итогам проведения обязательного актуарного оценивания. Оно публикуется в порядке, установленном уполномоченным органом. Напомним, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 234-ФЗ, с 1 января 2015 г. п. 2 ст. 6 Закона РФ N 4015-1 будет дополнен абзацем следующего содержания: "По итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, общества взаимного страхования подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания, представляется страховщиком в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью". Законодатель установил ограничение для ответственных актуариев в отношении актуарного оценивания:
Ответственный актуарий может быть исключен из единого реестра как по своей инициативе (на основании заявления или неподтверждения соответствия установленным требованиям по истечении пятилетнего срока со дня включения в реестр), так и по инициативе СРОА. Также основаниями для исключения из реестра может стать следующая деятельность ответственного актуария:
Дополнительными основаниями для исключения из реестра являются вступивший в законную силу обвинительный приговор суда в отношении ответственного актуария и его смерть либо объявление его судом умершим или безвестно отсутствующим. Обязательным условием работы ответственного актуария на основании гражданско-правового договора является заключение договора страхования гражданской ответственности. Страховая сумма по договору должна быть не менее десятикратного размера денежного вознаграждения за проведение такого оценивания, но не менее 3 млн руб. В случае причинения убытков заказчику ответственный актуарий должен возместить их в размере не более размера страховой суммы по договору страхования своей гражданской ответственности. Саморегулируемая организация актуариев (СРОА). Согласно требованиям Федерального закона N 293-ФЗ актуарии должны быть членами саморегулируемой организации. СРОА должна отвечать следующим требованиям:
Чтобы сведения о некоммерческой организации были внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев, должны выполняться следующие требования:
Отметим, что СРОА не может быть реорганизована. СРОА ведет реестр членов своей организации, разрабатывает и утверждает стандарты и правила СРОА, требования к квалификации членов такой организации, кодекс профессиональной этики, а также проводит аттестацию ответственных актуариев в порядке, установленном Банком России. При приеме членов кроме сдачи квалификационного экзамена СРОА имеет право установить дополнительные требования к кандидатам. Опыт работы аналогичных СРО в стране есть - это саморегулируемые организации профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Надзорным органом над СРОА является Банк России, который вправе проводить проверки деятельности данных организаций. Проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. На них распространяются нормы, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами РФ. Банк России имеет право в случае выявления нарушений в работе СРОА выдавать обязательные для исполнения предписания об их устранении, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае невыполнения предписания Банк России обращается в суд с заявлением об исключении сведений о СРОА из государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев. Государственный реестр СРОА, как и реестр ответственных актуариев, ведет Банк России. Эти данные являются открытыми и размещаются на сайте уполномоченного органа. Для координации работы всех СРОА будет создан совет по актуарной деятельности. Федеральным законом N 293-ФЗ определен состав данного совета:
Остальными членами совета будут являться представители Банка России как уполномоченного органа, а также представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности. Председатель совета избирается из числа его членов и освобождается от должности в порядке, установленном положением о совете. Совет будет заниматься не только выработкой предложений о направлениях развития актуарной деятельности, но и разработкой и утверждением федеральных стандартов актуарной деятельности, а также экспертизой проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в данной сфере. Заметим, что при принятии Федерального закона N 293-ФЗ рассматривался вопрос о создании компенсационного фонда СРОА. Этот фонд должен был формироваться за счет обязательных взносов членов в размере не менее 30 000 руб., а расходоваться мог на возмещение ущерба, нанесенного членом СРОА, в случае совпадения следующих условий:
При этом размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному актуарию по одному страховому случаю не может превышать 600 000 руб. Такие нормы были в законопроекте, подготовленном к первому чтению. Первоначально предусматривался также иной порядок имущественной ответственности актуариев. Например, предлагалось, чтобы убытки, причиненные заказчику, заключившему договор о проведении актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования результатов таких расчетов, указанных в актуарном заключении, подписанном актуарием, подлежали возмещению в полном объеме за счет имущества актуария, причинившего своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении актуарной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым актуарий заключил трудовой договор. В целях обеспечения имущественной ответственности членов СРОА перед заключившими договор о проведении актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки заказчиком и (или) третьими лицами предусматривалось, что СРОА обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения данной ответственности:
Но в конечном варианте Федерального закона N 293-ФЗ приведенных положений нет. Уполномоченный орган. Как мы уже сказали, уполномоченным органом регулирования актуарной деятельности является Банк России. Он выступает регулятором актуарной деятельности, деятельности СРОА, осуществляет надзор за актуариями. К полномочиям Банка России относится не только ведение реестров актуариев и СРОА, но и целый ряд функций:
Банк России осуществляет как регулирующие актуарную деятельность функции, так и контролирующие. Для страховщиков важно знать, что он рассматривает актуарные заключения, подготовленные и направленные в уполномоченный орган, и осуществляет надзор за проведением актуарного оценивания соответствующих объектов обязательного актуарного оценивания. Перечень полномочий Банка России является открытым: он выполняет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 293-ФЗ, а также другими федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности.
Переходные положенияФедеральным законом N 293-ФЗ предусмотрены переходные положения с целью подготовки к вступлению Закона в силу с 1 января 2015 г. Нормы, регулирующие подготовку к полноценной работе данного нормативного акта, действуют с 3 ноября 2013 г. Необходимые мероприятия, сроки их реализации приведены в таблице. Ответственным органом за реализацию этих мероприятий является уполномоченный орган - Банк России.
* * * Целью принятия Федерального закона N 293-ФЗ является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуария, введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии и гармонизация отечественного законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством. Федеральным законом N 293-ФЗ предусмотрено два субъекта актуарной деятельности: актуарий и ответственный актуарий. Они должны отвечать установленным требованиям. Сведения об ответственных актуариях вносятся в единый реестр ответственных актуариев. При этом только ответственный актуарий может направить в Банк России актуарное заключение, подготовленное по итогам проведения обязательного актуарного оценивания. Будут созданы саморегулируемые организации актуариев, а также совет по актуарной деятельности. Нормативно-правовое регулирование актуарной деятельности, а также контролирующие функции будет осуществлять Банк России. Для реализации и полноценного вступления в силу законодательства об актуарной деятельности с 2015 г. предусмотрены переходные положения, которые уже действуют и реализуются уполномоченным органом. Апрель 2014 г. |
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |