Консолидация рынка страхования

 

Страховой рынок оказался перед началом консолидации, и самостоятельно выживут, видимо, немногие.
Больше недели назад два крупных игрока рынка: "РЕСО-Гарантия" и "ВСК" - объявили о том, что первая покупает 30% второй с дальнейшим опционом на контрольный пакет. Событие знаковое для рынка даже не столько тем, что это первая крупная сделка за последние несколько лет, сколько ознаменованием начала нового тренда. В результате которого на страховом рынке останется совсем небольшое число крупных игроков и, возможно, еще меньшее число небольших региональных компаний.
Последнюю пару лет страховщики жили, по сути, проедая остатки докризисного "ужина", осваивая незанятые сегменты и сегментики, пытаясь урвать везде хоть и понемногу. Все это привело к жесткому демпингу в автостраховании, следствием которого становится регулярный вылет компаний из низа второй десятки топ-20, а также к таким сделкам, когда "Московская страховая компания", специализирующаяся на автостраховании, прикупает "Спасские ворота", еще больше влюбленные в риски ОСАГО и автокаско. Смысл в подобных приобретениях, более чем частых до кризиса, в потоке кэша, который генерирует автострахование. Дело в том, что ОСАГО и автокаско единственные два вида, которые за счет массовости и распространенности среди потребителей приносят наличность на счет компании здесь и сейчас и довольно легко регулируются через размер комиссионных вознаграждений продавцам.
Другим путем пошли "АльфаСтрахование" и ряд банков. Первая начала приобретать жестко кэптивных страховщиков, как СК "СКМ" у Магнитки и аэрофлотовскую "Москву", пытаясь занять большую долю в довольно узких сегментах. Банки, в свою очередь, увидев, что на кредитном страховании можно зарабатывать не только комиссию, но и что убыточность этого бизнеса стремится к нулю, стали заводить карманных страховщиков. Так сделали "Русский стандарт", "Хоум Кредит", а теперь их догоняют "Сбербанк" и главный банк всех российских аграриев.
Основоположником данного тренда, кстати, был другой не менее главный госбанк - ВТБ. Еще в 2005 г., кажется, у него появился совместный проект с "РОСНО", в итоге превратившийся в самостоятельный, для ВТБ, конечно, проект - "ВТБ Страхование". Другое дело, что с некой долей подозрения именно ВТБ и можно назвать инициатором "слоновьего" тренда. На настоящий момент именно с ним в той или иной степени аффилированности находится "Столичная страховая группа", где все та же МСК, уже совокупившаяся со "Спасскими воротами", и несколько менее крупных страховщиков, там же, по сути, и контроль над "Росгосстрахом", приобретенный через реструктуризацию небольшого долга на 18 млрд руб. и обозначенный банком как выданный на рыночных условиях "под залог части акций основных операционных компаний". Здесь же, самое главное, еще и некое создаваемое совместное страховое предприятие с итальянской Generali, цели и перспективы которого Костиным не раскрываются.
Кстати, после покупки Банка Москвы в интервью "Ведомостям" Костин пожаловался, что "Ингосстрах" не продается. Но этого и не надо, с учетом того, что ВТБ, как видим, есть что предложить итальянским партнерам. Кредитный бизнес оставят себе, из "Столичной" выпьют все ценные соки, а все оставшееся вполне можно вложить в СП и далее радоваться удачной портфельной инвестиции.
В целом есть подозрение, что именно последнее событие и стало той последней каплей на весах ожидания у ряда крупных игроков. Так, переговоры между владельцами "РЕСО-Гарантии" и "ВСК", судя по словам источников, заняли срок значительно меньше года, что довольно необычно для страхового рынка. Чем могла быть вызвана такая спешка? Особенно, если учесть, что основной владелец "ВСК" Сергей Цикалюк известен как собственник, который аж с 1998 г. вел переговоры с разными потенциальными приобретателями, но каждый раз выставлявший ценник гораздо выше рынка. Также сложно объяснить и стремление к данной покупке братьев Саркисовых, известных регулярной продажей трети собственного страховщика с дальнейшим ее более чем удачным выкупом, но не покупкой каких-либо страховых активов.
Зная, что зимой на продажу выставляется ханты-мансийская "Югория" (16-я по сборам), а следом за ней наверняка последует РЖД-шная "ЖАСО", да и прохоровское "Согласие" "разгоняют" наверняка не для того, чтобы просто обогнать "Росгосстрах" по сборам, можно вполне себе представить картину, что спустя пять-шесть лет на рынке останется шесть или семь действительно крупнейших игроков плюс кэптивные "Транснефти", "Сберстрахи" и тому подобные "СОГАЗы". Только разница между ними и более мелкими компаниями в сборах будет достигать уже не три - пять миллиардов рублей как сейчас, а десятки, а догнать их будет практически невозможно.

Январь 2012 г.