Как автосервису стать оператором ТО

 

Реформа системы техосмотра открыла новые возможности для доступа на этот рынок. Стать оператором ТО, при наличии соответствующей экспертно-технической базы, теперь могут все желающие. О том, как нововведения отразятся на работе действующих автосервисов, и о том, как не упустить "вакантные места" в новом сегменте, речь пойдет ниже.

 

Плюсов больше, чем минусов

 

Один из наиболее противоречивых аспектов новой системы технического осмотра транспортных средств заключается, собственно, в самой трактовке возникшей ситуации. Так, многие считают, что она стала хуже, чем прежде. В обществе сформировалось мнение, что страховщики все монополизировали, внедрили деформирующие закон схемы, а коррупция превзошла все мыслимые пределы, существовавшие до изменения порядка ТО. Преимущественно это голоса операторов техосмотра, которые переместились в новую инфраструктуру из прежней системы, сформированной МВД России в соответствии с Постановлением N 880 Правительства РФ.
А пока со всеми обстоятельствами возникших злоупотреблений (вроде выдачи талонов техосмотра без фактического проведения технического диагностирования) разбираются соответствующие органы, так называемые старые операторы несут убытки. С одной стороны - это потери от моратория на проведение проверок автомобилей, введенного в июне 2011 г. (Постановление Правительства РФ N 413). С другой - от новоявленных интерпретаций Федерального закона N 170-ФЗ, когда автовладельцам проще обойти закон и сделать техосмотр по "кривой" схеме. Ибо главное здесь - получить полис ОСАГО, потому что за его отсутствие предусмотрен ощутимый штраф.
Вместе с тем у нового механизма ТО есть свои плюсы. Судите сами: у владельцев автомобилей появилась возможность прохождения технического осмотра в любой точке страны вне зависимости от места регистрации автомобиля и, соответственно, вне зависимости от пристрастий инспектора ГИБДД. Технический осмотр стал существенно дешевле - предельная плата за него доступна любому автовладельцу. Сегодня цена проверки техсостояния во многих регионах России едва ли превышает 300 - 400 руб., то есть стоимость десяти - пятнадцати литров топлива.
Кроме того, Законом предусмотрены санкции против недобросовестных участников системы техосмотров вплоть до лишения документа об аккредитации. При этом если автовладелец считает, что пункт ТО нарушает его права, он вправе отказаться от таких услуг, обратиться в другой пункт для прохождения техосмотра, а также пожаловаться на незаконные действия оператора. Еще одна позитивная новация Федерального закона N 170-ФЗ, которую также хотелось бы отметить: теперь мы знаем всех участников рынка техосмотра, что называется, в лицо. Благодаря открытости информации в реестре операторов, который ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), мы понимаем, кто занимается техосмотром, где расположены пункты ТО, а главное, сколько их. Кстати, именно эта норма Закона выявила, что операторов ТО в прежние годы явно не хватало (в пропорции к объему российского автопарка). Данный факт, собственно, и порождал недовольство автовладельцев и стимулировал появление теневого рынка продажи талонов гостехосмотра.
Сейчас, буквально с самого первого дня вступления Федерального закона N 170-ФЗ в силу, инфраструктура пунктов ТО динамично развивается, что можно отчетливо проследить по росту количества операторов ТО в реестре РСА.

 

Пропуск на рынок

 

Благодаря реформе техосмотра доступ на этот рынок получили новые игроки, среди которых ключевое место по праву принадлежит действующим предприятиям техобслуживания, или автосервисам. Опыт работы, наличие специалистов и материально-технической базы позволяют им попасть на рынок техосмотра легче, чем предпринимателям, которые хотят организовать такой бизнес с нуля.
Поэтому для предприятий технического сервиса реформа ТО - это исторически значимый момент (как известно, по прежнему законодательству в рамках Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 права участвовать в проведении техосмотра автомототранспорта они не имели).
Перейдем к вопросам практической реализации пункта ТО. Для того чтобы получить разрешение на проведение технического осмотра, существуют Правила аккредитации, зафиксированные в Приказе Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697. Правила в принципе просты и умещаются в нескольких строках:
а) наличие в собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования;
б) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра;
в) наличие в штате не менее одного технического эксперта.
Следует признать, что аккредитация является сложным и многогранным процессом, кроссированным из множества нормативных правовых документов. И в этом, как показывает практика, заключается принципиальное затруднение для независимых автосервисов. В силу ограниченности своих материально-технических ресурсов многие не в состоянии содержать в штате квалифицированных юристов, а для некоторых директоров СТОА нормативные акты - просто дремучий лес.
В организационном плане создание пункта техосмотра отнюдь не быстрый процесс. Если вы стартуете "с нуля", чисто технологически цикл получения аккредитации занимает 3 - 6 месяцев. За это время необходимо реализовать несколько ключевых задач.
Во-первых, надо заказать, купить, смонтировать и запустить в эксплуатацию необходимое диагностическое оборудование. В России несколько поставщиков данной продукции, и они сейчас перегружены заказами. Соответственно, увеличиваются сроки поставки и монтажа. Стоимость среднего комплекта оборудования составляет от одного (российского производства) до двух миллионов рублей (импорт), если речь идет о линии технического контроля легковых автомобилей категории М1.
Во-вторых, надо принять на работу и включить в штат технических экспертов, а это непростая задача, так как в новом законодательстве требования к специалистам пунктов ТО существенно выросли. Технические вузы достаточно оперативно откликнулись на новые веяния, и сейчас они готовы предложить учебные курсы по программе "Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств" в полном соответствии с требованиями Приказа Минпромторга России от 1 декабря 2012 г. N 1664.
Количество техэкспертов на пункте ТО зависит от региона аккредитации, количества диагностических линий и постов технического контроля, а также от требований трудового законодательства РФ. В соответствии с Приказом Минфина России N 155-н нормативы обеспечения бланками ТТО и МСТО и, соответственно, пропускная способность пункта техосмотра ограничены фондом рабочего времени, установленным законом. Иначе говоря, запрещено одному техэксперту трудиться 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году без перерывов и выходных, выдавая рекорды по количеству проверок ТС в единицу времени.
В-третьих, надо создать систему документирования и передачи данных по проверкам транспорта. С этим вопросом легче, поскольку компьютеры и выход в интернет сейчас есть у всех.
В-четвертых, на заключительном этапе всего процесса подготовки необходимо собрать воедино и направить документы заявителя на аккредитацию в РСА. В реальности этот комплект представляет собой увесистую папку, но это фактически ваш пропуск в инфраструктуру техосмотров с получением права принимать решения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении.

 

На рынке есть "вакантные места"

 

Очевидно, что новая система техосмотров не может сформироваться в один миг. Согласно действующим положениям Федерального закона предусмотрен переходный период до 1 января 2014 г. Станции государственного техосмотра и пункты ТО, которые работали по Постановлению N 880 и имели договоры с территориальными подразделениями МВД, должны до указанного срока пройти аккредитацию. А пока они входят в реестр РСА в упрощенном заявительном порядке. Сегодня таких пунктов 2715 единиц по всей России. К ним следует добавить 434 новые станции ТО, прошедшие полный цикл аккредитации в РСА (по состоянию на 15 марта 2012 г.). Чтобы ответить на вопросы, достаточно ли такого количества станций ТО и есть ли коммерческий интерес принять участие в регистрации новых пунктов ТО, важно подчеркнуть следующее. В свое время была установлена пропорция, что на одну диагностическую линию должно приходиться 10 тысяч проверок автомототехники в год. На сегодняшний день в России зарегистрировано 48 млн транспортных средств. Исходя из устоявшихся нормативов, количество линий технического осмотра должно быть как минимум 4800 единиц. В настоящий момент существует уже более 3000 пунктов ТО. Сейчас новых операторов прибавляется 5 - 7 в день. Если подобная динамика будет сохраняться, к концу года мы сумеем подойти к минимально необходимому количеству пунктов техосмотра. При этом не могу не вспомнить, что РСА ранее заявляло о необходимости создания 10 000 пунктов на территории России.
Что же касается коммерческой стороны дела, то для автосервисов участие в системе ТО несет следующие преимущества: помимо непосредственного зарабатывания денег за счет проведения проверок техсостояния, оператор техосмотра реализует полисы ОСАГО (попутно и каско, а также иных страховых продуктов) и получает комиссионное вознаграждение от страховщиков. В данной ситуации формируется определенный клиентский поток на восстановительный ремонт после ДТП, и это тоже дополнительный доход, поскольку, увы, без аварий мы ездить пока не научились. Ну а в целом организация пункта техосмотра - это очевидный вклад в расширение спектра предлагаемых на сервисных станциях услуг и эффективное средство для удержания и расширения клиентской базы. Так что вакантные места в новой системе техосмотра еще есть, но при этом рекомендую автосервисам, которые только размышляют об участии в данной инфраструктуре, не медлить с принятием решения.
Ассоциация НАПТО, выполняя организационно-методические функции, находится на стороне интересов предприятий техобслуживания и ремонта, которые долгие годы были лишены возможности участия в техосмотре автотранспорта. С другой стороны, мы подтверждаем свою приверженность формированию правильной, эффективной инфраструктуры ответственных операторов техосмотра. Ведь речь идет о проверке весьма опасной продукции под названием автомобили, автобусы и мотоциклы.