Документы - Страхование гражданской ответственности

Договоры страхования ответственности

Сегодня уже квалификация договоров страхования ответственности в качестве договоров в пользу третьего лица является общепринятой. Судебные споры по этому вопросу если и возникают, то редко. Однако осталась проблема, из-за которой ранее возникали споры, причем не только в судах, но в основном среди исследователей. В п. 3 ст. 931 ГК РФ указано, что договор страхования ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу потерпевших, что бы ни было об этом написано в договоре. Однако тезис о том, что такие договоры являются договорами в пользу третьего лица, а потерпевший и является этим третьим лицом, активно оспаривался в литературе. В связи с этим суды никогда не отказываются от применения ст. 430 ГК РФ к договорам страхования деликтной ответственности. Они признают их договорами в пользу третьего лица, но указывают на специальный характер нормы п. 4 ст. 931 по отношению к ст. 430 и поэтому ограничивают в этих договорах право требования третьего лица. Этой точки зрения придерживаются многие авторы.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами

Российское гражданское законодательство в рамках института страхования закрепило в ряде норм положения об обязанности страхования, что отражает скорее публичный, нежели частный интерес. Так, ст. 935 ГК РФ устанавливает, что федеральным законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. В этой сфере современный законодатель пока идет по пути создания правовых конструкций обязательного страхования в ряде законов, имеющих различный предмет правового регулирования, которых на сегодняшний день около 50. В нормативном плане ответственность перевозчиков закреплена в различных нормативных актах, определяемая соответствующим видом транспорта. Этим обстоятельством объясняется также "разбросанность" норм об ответственности перевозчиков, а главное - отсутствие единого механизма возмещения причиненного пассажирам ущерба. Здесь можно назвать Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ; Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ; Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Договоры перестрахования

Поскольку перестрахование - это страхование, то предмет договора перестрахования должен формулироваться примерно таким образом: "...перестраховщик обязуется за обусловленную договором плату возместить перестрахователю...". Но в облигаторном договоре он формулируется совсем по-иному: обязуется передавать... обязуется принимать. Можно ли вообще договор с таким предметом рассматривать в качестве договора перестрахования? Здесь мы также сталкиваемся с двумя разными подходами судов к этому вопросу. Рассмотрим два дела, в которых суды столкнулись с этой проблемой и вынесли прямо противоположные решения. В первом из них суд кассационной инстанции так сформулировал свою позицию: "Содержание договора перестрахования определено законом... Условия заключенного договора перестрахования не соответствуют содержанию договора перестрахования, предусмотренного законом. Поскольку договор облигаторного перестрахования... не соответствует требованиям закона, данная сделка обоснованно квалифицирована судом как недействительная (ничтожная)". В другом деле позиция суда прямо противоположна: анализируя именно такой облигаторный договор с предметом "обязуется передавать... обязуется принимать риски", суд прямо признал перестрахователя стороной договора перестрахования и даже взыскал с перестрахователя недоплаченную перестраховочную премию.

Содержание договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Содержание договора как сделки составляют его условия, определяющие все важнейшие моменты регламентации взаимоотношений сторон по формализации принятых на себя обязательств. Определяющая роль среди условий договора принадлежит существенным условиям, без согласования которых договор считается незаключенным. Общий перечень существенных условий для договоров страхования закреплен в ст. 942 ГК РФ, в соответствии с которой при заключении договора имущественного страхования между страховщиком и страхователем должно быть достигнуто соглашение по четырем существенным условиям. Применительно к обязательному страхованию нужно учитывать, что основные правила, регламентирующие взаимоотношения сторон, установлены специальными нормативными актами, а именно Законом об ОСАГО и Правилами ОСАГО. Причем в суммированном виде условия регламентации взаимоотношений сторон договора обязательного страхования содержатся в Правилах ОСАГО. В связи с этим структура существенных и иных условий договора обязательного страхования является более сложной.

Форма и порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Согласно ч. 3 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Обязательное страхование осуществляется посредством выдачи страхователю на основании его заявления страхового полиса. Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ уточнен порядок заключения договора обязательного страхования. Порядок и условия, на которых заключается договор обязательного страхования, определяются в первую очередь Законом об ОСАГО, а также Правилами ОСАГО. Кроме того, основы заключения договора обязательного страхования, как и любого страхового договора, определяются ГК РФ и Законом о страховании. С принятием указанных изменений в Законе об ОСАГО был закреплен перечень документов, необходимый для заключения договора обязательного страхования, ранее предусматриваемый лишь в Правилах ОСАГО.

Правила страхования

Правила страхования иногда называют общими условиями страхования. Для страховой фирмы это главный рабочий документ, так как именно в нем содержится вербальное (словесное) описание страховых товаров, предлагаемых на продажу. Именно поэтому страховщики при лицензировании обязаны предъявить органу страхового надзора в пакете документов правила страхования. Согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ N 4015-1 в добровольном страховании правила определяют общие условия и порядок осуществления страхования.

Заявление потерпевшего о страховой выплате по ОСАГО

Руководствуясь п. 9 ст. 11 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и п. п. 43, 44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, просьба осуществить страховую выплату по страховому полису, страхователем по которому является (Ф.И.О. или наименование страхователя) на основании Договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, заключенного между (наименование страховщика) и (Ф.И.О. или наименование страхователя). Размер вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по адресу при следующих обстоятельствах с участием (указать Ф.И.О. водителей, марки, модели, государственные регистрационные номера транспортных средств, наименования страховщиков, реквизиты страховых полисов), составляет ____ рублей.

Требование (претензия) о взыскании недополученной суммы страховой выплаты с причинителя вреда

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).