Участники отношений, регулируемых Законом «Об организации страхового дела в РФ»
Комментарий к статье 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
1. Согласно п. 1 ст. 4.1 комментируемого Закона участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: 1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели (см. комментарий к ст. 5 Закона); 2) страховые организации (см. комментарий к ст. 6 Закона); 3) общества взаимного страхования (см. комментарий к ст. 7 Закона); 4) страховые агенты (см. комментарий к ст. 8 Закона); 5) страховые брокеры (см. комментарий к ст. 8 Закона); 6) страховые актуарии (см. комментарий к ст. 8.1 Закона); 7) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации (см. комментарий к ст. 14 Закона); 8) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее - орган страхового надзора) (см. комментарий к ст. 30 Закона). Следует отметить, что страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии, являясь участниками отношений, регламентируемых комментируемым Законом, выступают в качестве субъектов страхового дела. Конкретный же перечень и наименование субъектов страхования зависят от вида страхования. Так, например, в соответствии с ФЗ об ОМС (ст. 9) субъектами обязательного медицинского страхования являются: застрахованные лица; страхователи; федеральный фонд. Субъектами обязательного пенсионного страхования согласно ст. 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. 2. Деятельность страховых организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров подлежит лицензированию. Приказом Минфина РФ от 19 августа 2009 г. N 95н утвержден Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев, а Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 151н - Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев. Отметим, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) с передачей функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717, лицензирование деятельности субъектов страхового дела (за исключением страховых актуариев) осуществляет ФСФР. Страховые актуарии проходят обязательную аттестацию, при этом согласно п. 3 ст. 8.1 комментируемого Закона (в редакции по состоянию на 1 июня 2012 г.) требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора, т.е. Федеральной службой по финансовым рынкам. Однако по состоянию на июнь 2012 г. нормы рассматриваемого Закона об аттестации страховых актуариев носят лишь декларативный характер, поскольку ни Минфином РФ, ни Федеральной службой страхового надзора, ни ее преемником - ФСФР не установлены ни требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, ни требования к порядку выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, хотя с момента вступления в силу (1 июля 2006 г.) соответствующих положений Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части аттестации страховых актуариев, выдачи квалификационных аттестатов) и прошло почти 6 лет. Вот какие разъяснения по этому поводу были даны Федеральной службой страхового надзора в 2007 г. "Требование о наличии у страхового актуария квалификационного аттестата в понимании статьи 8.1 Закона распространяется именно на тех актуариев, которые будут по итогам каждого финансового года проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов) и подписывать соответствующее заключение, представляемое в орган страхового надзора. Не аттестованный актуарий может проводить актуарную оценку, но ее результаты в виде актуарного заключения не могут быть представлены в орган страхового надзора. До настоящего времени требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, а также требования к порядку представления актуарного заключения в орган страхового надзора Министерством финансов Российской Федерации не утверждены". Заметим, что одна "мертвая норма" делает "нежизнеспособной" и другую. Так, в соответствии с п. 2 комментируемой статьи сведения о субъектах страхового дела, к числу которых относятся и страховые актуарии, подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Однако отсутствие аттестации страховых актуариев делает невозможным и внесение сведений о них в этот реестр. Таким образом, законный правовой статус страховых актуариев закреплен пока что лишь на бумаге, де факто страховые актуарии в России - "фантомные" субъекты страхового дела. Здесь возникает масса вопросов, основными из которых являются вопрос о необходимости аттестации страховых актуариев органом страхового надзора и более глобальный вопрос - о необходимости самой актуарной страховой деятельности. Интересно отметить, что еще в июне 2009 г. депутатами В.М. Резником и О.В. Онищенко в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона N 211330-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", разработанный в целях исключения из комментируемого Закона норм, предусматривающих проведение органом страхового надзора квалификационных экзаменов страховых актуариев и их аттестации для подтверждения знаний в области актуарных расчетов. По мнению указанных депутатов, порядок проведения оценки знаний страховых актуариев не должен регламентироваться государственным органом, целесообразно передать функции и контроль за деятельностью в этой сфере саморегулируемой организации страховых актуариев, которая устанавливала бы правила и стандарты актуарной деятельности, в том числе методики расчетов страховых тарифов, страховых резервов, вырабатывала бы требования к страховым актуариям при осуществлении ими профессиональной деятельности. С этой целью законопроектом N 211330-5 предусматривалось создание саморегулируемой организации страховых актуариев. Указанный законопроект не только был принят Государственной Думой к рассмотрению, но и принят в первом чтении (см. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 сентября 2009 г. N 2549-5 ГД "О проекте Федерального закона N 211330-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации") с пометкой о предоставлении соответствующих поправок к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия Постановления. 20 сентября 2010 г. было принято решение о перенесении срока рассмотрения законопроекта N 211330-5 на более поздний срок (см. протокол заседания Совета ГД N 229). В начале 2012 г. об указанном законопроекте вспомнили и назначили ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку) (см. протокол заседания Совета ГД от 12 января 2012 г. N 3). И спустя почти 2,5 года срок внесения поправок в законопроект N 211330-5 был продлен до 12 апреля 2012 г. (см. протокол заседания Совета ГД от 12 марта 2012 г. N 15). Однако по состоянию на июнь 2012 г. дальнейшего движения по законопроекту N 211330-5 вновь не наблюдается, и когда оно возобновится, да и будет ли оно вообще, предугадать затруднительно. 3. Согласно п. 2 комментируемой статьи сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора. В настоящее время актуальным является Единый государственный реестр субъектов страхового дела, сформированный по состоянию на 30 сентября 2011 г. Кроме того, действует также Реестр объединений субъектов страхового дела (по состоянию на 30 сентября 2011 г.) (см. комментарий к ст. 14 Закона). Исполнение государственной функции ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела (далее - Реестр субъектов) и реестра объединений субъектов страхового дела (далее - Реестр объединений) осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы страхового надзора, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28 апреля 2009 г. N 39н. Исполнителем государственной функции ведения Реестров является непосредственно ФСФР (с момента передачи ей полномочий присоединенного Росстрахнадзора) (далее - Служба). В Реестр субъектов и Реестр объединений вносятся следующие сведения:
Внесение сведений о страховых организациях в Реестр субъектов осуществляется в следующем порядке. Первичное внесение сведений в Реестр субъектов осуществляется на основании решения Службы о выдаче лицензии на осуществление страхования и/или перестрахования. Решение Службы о выдаче лицензии на осуществление страхования и/или перестрахования является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия. Внесение сведений о страховой организации в Реестр субъектов осуществляется специалистом Службы, ответственным за ведение Реестров в структурном подразделении Службы, к функциям которого относится ведение Реестров. Внесение сведений о страховой организации в Реестр субъектов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения от структурного подразделения Службы, к функциям которого относится ведение делопроизводства, копии приказа о выдаче страховой организации лицензии на осуществление страхования и/или перестрахования. Внесение сведений об обществах взаимного страхования в Реестр субъектов осуществляется в следующем порядке. Первичное внесение сведений в Реестр субъектов осуществляется на основании решения Службы о выдаче лицензии на осуществление взаимного страхования. Решение Службы о выдаче лицензии на осуществление взаимного страхования является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия. Внесение сведений об обществе взаимного страхования в Реестр субъектов осуществляется специалистом Службы, ответственным за ведение Реестров в структурном подразделении Службы, к функциям которого относится ведение Реестров. Внесение сведений об обществе взаимного страхования в Реестр субъектов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения от структурного подразделения Службы, к функциям которого относится ведение делопроизводства, копии приказа о выдаче обществу взаимного страхования лицензии на взаимное страхование. Внесение сведений о страховых брокерах в Реестр субъектов осуществляется в следующем порядке. Первичное внесение сведений в Реестр субъектов осуществляется на основании решения Службы о выдаче лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности. Решение Службы о выдаче лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия. Внесение сведений о страховом брокере в Реестр субъектов осуществляется специалистом Службы, ответственным за ведение Реестров в структурном подразделении, к функциям которого относится ведение Реестров. Внесение сведений о страховом брокере в Реестр субъектов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения от структурного подразделения, к функциям которого относится делопроизводство, копии приказа о выдаче страховому брокеру лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности. Внесение сведений о страховых актуариях в Реестр субъектов осуществляется в следующем порядке. Первичное внесение сведений в Реестр субъектов осуществляется на основании решения Службы о выдаче квалификационного аттестата страхового актуария. Решение Службы о выдаче квалификационного аттестата страхового актуария является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия. Внесение сведений о страховом актуарии в Реестр субъектов осуществляется специалистом Службы, ответственным за ведение Реестров в структурном подразделении, к функциям которого относится ведение Реестров. Внесение сведений о страховом актуарии в Реестр субъектов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения от структурного подразделения, к функциям которого относится проведение аттестации страховых актуариев, копии решения о выдаче квалификационного аттестата страхового актуария и иных сведений, представляемых в соответствии со ст. ст. 8.1 и 32.1 комментируемого Закона. Внесение сведений об объединении субъектов страхового дела в Реестр объединений осуществляется в следующем порядке. Первичное внесение сведений в Реестр объединений осуществляется на основании представленных объединением субъектов страхового дела документов, указанных в пункте 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Поступление в Службу указанных документов является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия. Для внесения сведений об объединении субъектов страхового дела в Реестр объединений структурное подразделение, к функциям которого относится ведение делопроизводства, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет в структурное подразделение, к функциям которого относится ведение Реестров, документы, представленные объединением субъектов страхового дела. Внесение сведений в Реестр объединений осуществляется специалистом структурного подразделения Службы, к функциям которого относится ведение Реестров, при условии соответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Внесение сведений об объединении субъектов страхового дела в Реестр объединений осуществляется специалистом Службы, ответственным за ведение Реестров в структурном подразделении Службы, к функциям которого относится ведение Реестров, в течение пяти рабочих дней. Опубликование сведений, содержащихся в Реестре субъектов и Реестре объединений, осуществляется в следующем порядке. Опубликование сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января текущего года в "Финансовой газете". Размещение сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений на сайте Службы в сети Интернет осуществляется по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года. Опубликование сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений и размещение сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений на сайте Службы в сети Интернет осуществляется структурным подразделением, к функциям которого относятся опубликование сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений и размещение сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений на сайте Службы в сети Интернет. Сведения из Реестра субъектов и Реестра объединений для опубликования и размещения на сайте формирует структурное подразделение, к функциям которого относится ведение Реестров. Опубликование сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений в "Финансовой газете" осуществляется ежегодно не позднее 1 марта текущего года. Наступление календарной даты 15 февраля соответствующего года является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия - подготовки и передачи сведений для публикации. Размещение сведений из Реестра субъектов и Реестра объединений на сайте Службы в сети Интернет осуществляется в течение первых 5 рабочих дней после 1 числа соответствующего месяца, указанного в абз. 2 п. 27.1 Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 28 апреля 2009 г. N 39н. Наступление соответствующей календарной даты - 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года - является фактом, имеющим юридическое значение, - основанием для начала административного действия - подготовки и передачи сведений для размещения. Руководитель структурного подразделения Службы, к функциям которого положением о структурном подразделении отнесено ведение Реестров, несет персональную ответственность за опубликование сведений, содержащихся в Реестре субъектов и Реестре объединений. Опубликованию подлежат следующие сведения из Реестра субъектов и Реестра объединений:
На сайте Службы в сети Интернет, помимо указанных сведений, указывается территория действия лицензии, а также сведения об ограничении или приостановлении действия лицензии и об отзыве лицензии. Результатом исполнения административной процедуры является формирование информации на сайте Службы для предоставления заинтересованным лицам, в том числе страхователям, возможности оперативного получения достоверной и актуальной информации о субъектах страхового дела и объединениях субъектов страхового дела. 4. Положениями п. п. 3 и 4 рассматриваемой статьи детализированы нормы, относящиеся к индивидуализации и наименованию субъектов страхового дела. Предусмотрено, что любой субъект страхового дела, являющийся юридическим лицом, вправе иметь свое фирменное наименование, в котором в обязательном порядке должны содержаться указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела и указание на вид его деятельности. Для указания на вид деятельности субъекта страхового дела могут быть использованы слова (на выбор самого субъекта) либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производные от таких слов и словосочетаний. Обязательным условием является также обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела. При этом субъект страхового дела, являющийся юридическим лицом, не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Однако указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.
Оглавление: Об организации страхового дела в РФ |
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |