Страхование малого и среднего бизнеса

 

Страхование малого и среднего бизнеса в России страховщики сравнивают с широким, но едва ли не распаханным полем: работа на нем вроде бы давно начата, однако до сбора полноценного урожая еще далеко. Попытки "поднять целину" страховщиками продолжают предприниматься, но пока без особых успехов. Стоит ли ожидать в ближайшее время прорыва?

 

Причины и следствия

 

Если сравнить, как это обычно принято, наш рынок с европейским и американским, то в России предприятий малого и среднего бизнеса, застраховавших свое имущество на добровольной основе, наберется ничтожно мало - не более 10%. Уместно отметить, что обязательные виды страхования (ОСАГО, ОПО, ответственность туроператоров), конечно, относительно исправно покупают все компании.
Но давайте уточним термины. Что следует считать средним и малым бизнесом (SMB)? По классификации крупнейших российских банков (чьи критерии, впрочем, разнятся), к этому рыночному сегменту следует относить предприятия с годовым оборотом от 5 млн до 1,5 млрд руб. Это достаточно широкая часть спектра, в которую только в Москве попадает более 20 000 частных компаний. При этом практика показывает, что размер (оборот) компании прямо пропорционален объему страховой защиты. Ответ на вопрос, почему владельцы малых и средних предприятий не спешат добровольно и комплексно страховать свои риски, лежит в двух плоскостях.
С одной стороны, собственники небольших компаний не очень понимают, как пользоваться страхованием, чтобы защитить свой бизнес. Они не слишком верят в страхование как финансовый инструмент. У них в большинстве случаев отсутствуют опыт и знания в страховании рисков, мало информации о страховых продуктах и нет профессиональных риск-менеджеров. Они ограничены в свободных средствах, сильно страдают из-за коррупционных поборов. Они считают расходы на риск-менеджмент и страхование излишней роскошью.
С другой стороны, страховые компании тоже не слишком стремятся навстречу клиентам из малого и среднего бизнеса. Страховщиков больше привлекает работа с крупными предприятиями - и это вполне понятно.
В первую очередь, это обусловлено высоким размером премии по сделке - очевидно, что крупный бизнес имеет высококачественные и дорогостоящие основные фонды. Культура страхования на таких предприятиях весьма развита. Страховщиками в этом сегменте накоплен солидный опыт, и они понимают, что и как здесь нужно страховать.
На небольших предприятиях и компаниях, с которых и премии невелики, часто страдает уровень организации бизнеса. При единоличной системе управления бизнесом решения нередко бывают чисто импульсивными. Техника безопасности и правила эксплуатации оборудования не всегда соблюдаются, слабо контролируется пожарная безопасность. Кроме того, до сих пор немалая доля оборота SMB находится "в тени" от налогообложения, и это привносит в риски предприятий дополнительную непредсказуемость. Многих страховщиков такая ситуация отпугивает. Поэтому, опасаясь убытков, они стараются применять к имуществу предприятий малого и среднего бизнеса такие же требования, как и к крупным промышленным и иным объектам. То есть проводить обязательный индивидуальный андеррайтинг. Это означает сбор большого количества документов, а иногда - осмотр и индивидуальный тариф. При относительно невысокой стоимости имущества, а соответственно, и страховой премии такой подход экономически не оправдан.
Попытки вывода на рынок простых коробочных продуктов тоже пока не слишком успешны. "Коробка" - вещь, очевидно, необходимая в этом деле, но не достаточная.
Как следствие, потери несут обе стороны: страховщики не могут освоить сегмент малого и среднего бизнеса, не добирают страховые премии, а предприятия сектора оплачивают убытки за свой счет (или за счет своих клиентов) и проигрывают в стабильности своего развития.

 

Тропинка к страхователю

 

Тем не менее жизнь не стоит на месте.
Кризисное отношение к ведению бизнеса в секторе SMB постепенно уходит, собственники начинают строить более долгосрочные планы на развитие и, как следствие, больше задумываться о сохранности своего имущества и репутации. Страховщики понимают, что именно в малом и среднем бизнесе скрыт большой потенциал для их роста, именно там можно зарабатывать с большей маржой при высокой диверсификации рисков. Поэтому о намерении страховать SMB заявляют все больше компаний. Однако пока в большинстве случаев они предлагают страховку для малого бизнеса в общем списке своих услуг - чтобы отыскать ее, требуются некоторая сноровка и время для навигации на сайтах страховых компаний.
Тщательно позиционированный продукт, разработанный специально для малого и среднего бизнеса, сегодня можно найти лишь у считанных компаний.
Найти быстрое решение, способное в одночасье "взорвать" рынок, вряд ли возможно. Но есть очевидные шаги, которые необходимо сделать, чтобы подготовить почву для прорыва. Надо разработать продукты - простые, понятные, вызывающие доверие предпринимателей и не требующие андеррайтинга, а также организовать удобную доставку продуктов потенциальным страхователям.
Под простыми и понятными продуктами подразумеваются, например, упрощенный порядок заключения договора страхования, стандартизация полиса. Но при этом важно и учитывать отраслевую специфику предприятий. Почти все крупнейшие страховщики создали у себя отраслевые подразделения и сегодня делают таргетированные предложения для каждой отрасли экономики. Такие отраслевые предложения можно найти на сайтах многих крупных страховщиков. Однако удобные "пакетные" продукты из разных видов страхования для предприятий малого и среднего бизнеса найти у страховщиков очень сложно.
Данные "пакетные" продукты обязательно должны учитывать отраслевую специфику. Например, для продуктового магазина необходимо включить в полис рефрижераторные риски, а для сети прачечных - страхование оборудования от поломок с возмещением убытков от простоя. Для ювелирного магазина основные убытки могут быть связаны с кражей, а для книжного магазина - с заливом или пожаром. При таком многообразии важно не увлечься, предложив клиентам несложный конструктор своего полиса.
Чрезвычайно важно определить и настроить каналы продаж, наиболее эффективные для продвижения продуктов. Традиционным остается агентский канал, который все же не вполне результативен из-за низкой стоимости полиса, а следовательно, и низкой комиссии агента. Важными каналами для массовых продаж этих продуктов будут являться банки, СРО и добровольные отраслевые ассоциации, возможно, лизинговые компании и, конечно, Интернет.
Введение новых обязательных видов страхования сыграет свою роль в повышении стабильности и подъеме страховой культуры сегмента. Но совершенно очевидно, что обязательные виды всегда будут затрагивать только отдельные аспекты деятельности предприятия (напр., ОСАГО, ОПО), не защищая бизнес комплексно. Это можно сделать только с помощью рыночных адаптированных продуктов на конкурентоспособных условиях. И такую работу уже проводят участники страхового рынка, постепенно наращивая доверие и спрос в секторе SMB, превращая узкую тропинку в широкую и удобную дорогу - и для страховщиков, и для их клиентов.
 

Июль 2012 г.



услуги по хранению и уничтожению документов;Cersanit запчасти на сливной механизм