Риски страховщика при банкротстве турагента
Последняя редакция Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) турагентств вновь не коснулась. По законодательству финансовые гарантии клиентам по-прежнему должны предоставлять только туроператоры, тогда как деятельность турагентств регулируется лишь правилами реализации турпродуктов. В свете существенного увеличения финансовых гарантий туроператоров проблема турагентских банкротств приобрела еще большую остроту, в том числе и для страховщиков, выступающих гарантами туроператоров. Количество вновь открываемых на туристском рынке России турагентств неуклонно растет. Однако на фоне роста числа турагентств интенсивно увеличивается число спланированных или вынужденных мошенничеств, когда турфирма, собрав с туристов деньги, исчезает. После сокращения в кризисном 2009 г. на 15 - 25% количества турагентств процесс создания новых компаний вновь активизировался. Это связано с тем, что в турбизнес пошли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей. По разным оценкам, ежегодно закрываются порядка 10 - 15% зарегистрированных в надлежащем порядке турагентств. Причины закрытия различны. Нередко это мошенничество, например продажа несуществующих путевок. Классическая схема мошенничества общеизвестна. Туристов завлекают низкими ценами на туры, и они оплачивают путевки. Все выглядит вполне законно: на руки выдаются турваучеры и договоры с печатями. Затем даты туров несколько раз переносятся, и в итоге за день или даже за час до отправления становится очевидно: путешествие не состоится, туристов обманули, все документы, оформленные для отдыха, - липовые. Офисы турфирм сразу же закрываются, а руководство исчезает. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Черный список турагентов
Список турфирм, не выполнивших обязательства по условиям бронирования, оплаты, возврата или безопасности бронирования, пополняется с завидным постоянством. Из года в год с пугающей регулярностью гремят скандалы, связанные с банкротствами турагентств. Данные по наиболее громким из них показаны в таблице (см. ниже).
Реестр банкротств турагентов
Представители турбизнеса создают и пополняют черные списки турагентов. Наиболее яркие представители могут быть сгруппированы следующим образом:
Примечательно, что запрета на профессию для руководителей турфирм, обманувших клиентов и своих партнеров, закон не предусматривает. Таким образом, профессиональные аферисты или просто неудачливые предприниматели могут бесконечно плодить турфирмы под высокий сезон или на горячие даты. На туристическом рынке много подозрительных компаний, достаточно много пострадавших среди "несостоявшихся" туристов, кроме того, поступают жалобы на фирмы, которые еще работают, но на грани закрытия. Такие турфирмы периодически то пропадают, то появляются вновь, меняют адреса и названия. Мошенники действуют по принципу финансовой пирамиды - за счет денег новых туристов закрывают прошлые долги. Так, например, в Ижевске под руководством одного и того же директора работало турагенство "Робинзон", которое потом стало "Вояж-интуром", а потом опять "Робинзоном". Нареканий в адрес этой турфирмы огромное количество. В Твери агентство "Лайн-Экспресс" получало от туристов деньги, но туроператорам не переводило. Руководители обещают все вернуть, а пока открыли новую компанию. В Новосибирске же всем известна многочисленными случаями неоплаты туров компания "Альрабия". Ее руководители не прячутся, обещают все отдать - и продолжают "работать", собирать деньги с новых клиентов и выплачивать долги старым.
Схемы ухода от ответственности за счет страховщика
Несмотря на то что судебные процедуры отнимают много времени, сил и средств, многие туристы все-таки пытаются вернуть свои деньги. Вероятность благополучного исхода дела невелика, но существует. Вместе с тем даже в случае положительного решения суда и получения на руки исполнительного листа, предписывающего ответчику расплатиться с долгами, нередко возникают нештатные ситуации: у турагента-ответчика не оказывается денег на оплату задолженности либо возникают препоны юридического характера. А если турфирма просто брошена, а ее владелец зарегистрировал новую, то шансы вернуть деньги сводятся к нулю, так как новое юридическое лицо по долгам прежнего не отвечает, даже если у них один директор. В этом случае туристы пытаются привлечь к ответу недобросовестного владельца турагентства. Но и здесь все не так просто. Уголовные дела на владельцев турфирм, не выполнивших свои обязательства перед туристами и присвоивших деньги туристов, заводят нередко. Однако далеко не все привлекаются к ответу. Так, С.Г., зарегистрировавшая в Санкт-Петербурге три агентства и бронировавшая путевки через туроператора ПТС, до сих пор не привлечена к ответственности за то, что обобрала десятки туристов. В случае с владельцем МХП А.А., когда туристы написали заявления по ст. 159 "Мошенничество" УК РФ, следствие не увидело состава преступления в его действиях. Не были найдены доказательства того, что действия совершены умышленно с целью получения денег. А в деле, касающемся "Дискавери Тур", пострадавших было немного, поэтому этой истории просто не дали хода в суде. Вместе с тем было немало случаев, когда справедливость восторжествовала и виновные были наказаны (см. таблицу), однако деньги туристам так и не вернули. Наиболее продвинутые туристы знают, что с турагентства, как правило, взятки гладки, поэтому стараются задействовать наиболее эффективный вариант возврата средств - страховку туроператора. Отсутствие финансовых гарантий у турагентств существенно осложняет возврат денежных средств туристам. И все же это возможно. Так, в конце декабря 2009 г. исчезло турагентство "В отпуск". Туристы попытались взыскать потерянные деньги у туроператоров, в которых бронировались их туры, хотя последние денег от турагентства не получали. Так, группа туристов подала исковое заявление в адрес туроператора "Асент Трэвел", формировавшего турпакеты. Итоговая сумма, которая грозила туроператору, принимая во внимание размер претензий, неустойку и госпошлину, - около 10 млн руб. Разбирательства по данному скандалу длились два года, и лишь в мае 2011 г. суд постановил, что "Асент" не виновен и не обязан выплачивать деньги за агентство, присвоившее денежные средства туристов. На решение судей повлияла бескомпромиссная позиция представителей Минспорттуризма и Ростуризма, присутствовавших на заседании, а также высокий профессионализм юриста, представлявшего интересы компании. Одновременно были удовлетворены иски туристов к "Эс Ай турс энд Трэвел" и "Ланта-тур вояж", также выступавших в роли ответчиков за турагента "В отпуск". Идентичные, на первый взгляд, судебные дела туристов турагентства "В отпуск" к туроператорам "Асент Трэвел" и "Ланта-тур вояж" существенно различались. В случае с "Асентом" истцами не было доказано, что бронировались услуги, которые согласно ст. 1 Федерального закона N 132-ФЗ определяются как турпродукт. Также присутствовала разница между договорами, которые заключали эти туристы с турагентством "В отпуск". К тому же в договоре туристов с агентством не был указан туроператор, а также не было факта перевода денежных средств туркомпании "Асент Трэвел". В случае с "Асентом" туристам не удалось доказать причинно-следственную связь между возникшими у них убытками, которые они понесли в результате мошенничества турагентства "В отпуск", и действиями туроператора. Главным аргументом для принятия судом окончательного решения в защиту "Асента" явилось то, что договор с клиентами турагентство подписывало от своего, а не от операторского имени. Такие случаи единичны, но число их будет расти. В контексте поднятой проблемы не раз предлагалось подумать о законодательном запрете на профессию недобросовестных турагентов - прежде всего тех, кто ответственен за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентства перед клиентами. Другой вариант - введение фингарантий для турагентской деятельности либо повышение минимального размера уставного капитала для турагентств. На сегодня же единственный механизм избежать нервотрепки и необходимости платить по чужим долгам - предусмотрительность.
Меры профилактики
Примечательно, что распознать неблагонадежную компанию не так уж и легко: проверить, добросовестно ли турфирма исполняет все свои обязательства, кто в достаточной мере надежен, непросто, поэтому туроператоры вынуждены пристально присматриваться к агентам и перестраховываться по принципу "утром - деньги, вечером - стулья". При этом удачный опыт не всегда помогает правильно оценить ситуацию. Кто-то успешно отправляет туристов в течение некоторого времени и только потом уходит с рынка, как правило, с деньгами туристов. Например, известный "Магазин хороших путевок" (МХП) до своего падения несколько лет не вызывал никаких нареканий у туристов, успешно продавая путевки. Но акция 50%-ных скидок, скорее всего, была целенаправленным сбором денег с туристов. А вот о "Дискавери Тур" говорили, что, возможно, турфирма просто не справлялась с ведением бизнеса. Бывшие партнеры турфирмы рассказывают, что предугадать, улетит очередной турист на отдых или нет, было невозможно. Турфирма работала с постоянными перебоями. Кто-то благополучно отправлялся по турпутевке, а кто-то за день до вылета узнавал, что принимающая сторона якобы продала место в отеле другим туристам в обход всех договоренностей. И все же такие фирмы на рынке можно вычислить: главное - не пропустить тревожные "звоночки", возвещающие о неполадках в работе компании. Туроператорам, чтобы не попасть в сети турагентств-мошенников, следует сосредоточиться на более внимательном выборе партнеров и выставлять им жесткие условия: отгрузка туров по факту оплаты. Так, в случае с МХП, зная о 50%-ных скидках, многие туроператоры соглашались работать с компанией, но требовали депозит, а при возникновении проблем сразу отказывали в возможности бронирования у них путевок и аннулировали уже имеющиеся брони. В случае с "Дискавери Тур" некоторые операторы тоже работали с компанией именно на таких условиях. Так, Anex Toury в течение всего времени сотрудничества с "Дискавери Тур" неприятных инцидентов с неоплатой путевок удалось избежать. Он установил для "Дискавери Тур" жесткие сроки оплаты брони - три дня. Зная, что туроператор не пойдет на уступки, турагент исправно вносил 100% оплаты тура. Бывает, что вычислить "многоликие" турфирмы невероятно сложно, ведь при смене юридического лица меняются все реквизиты в договоре, адреса, телефоны, имена. Как понять, что перед вами то же недобросовестное агентство, на работу с которым было истрачено столько сил, времени и денег в прошлом? Чаще всего о таких фирмах, занесенных в черный список, можно узнать по "сарафанному радио" и отзывам в Интернете. Еще одним "звоночком" может стать задержка оплаты брони. Если агентство задерживает оплату и объясняет это разными причинами, необходимо "прощупать почву": были ли такие случаи в прошлом, не подавали ли туристы заявлений о невылете из-за неоплаты агентством путевок принимающей стороне и т.д. Ну, и про интуицию не стоит забывать. Случай с МХП несколько выбивается из общего ряда: турагентство бронировало туры через своего же оператора, а тот, в свою очередь, имел финансовые гарантии, которые обеспечили хоть и не полную, но компенсацию туристам. А вот в отношении "Дискавери Тур" эта схема не сработала, несмотря на то что это агентство также действовало через своего оператора, говорить о выплате фингарантий не пришлось, так как на момент инцидента туроператор ПТС был исключен из Единого федерального реестра туроператоров и срок действия его финансовой гарантии истек. Конечно, хотелось бы, чтобы историй благополучного разрешения подобных ситуаций было больше, а по рынку в целом - как можно меньшее количество банкротств. Но пока что каждый сам за себя, поэтому единственная модель оптимального решения конфликтных ситуаций в сегменте страхования туроператоров лежит в плоскости детального всестороннего изучения всех аспектов деятельности подопечных страховых компаний, в том числе их партнерских отношений с другими участниками туристского рынка. Декабрь 2012 г. Статьи по теме:
|
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |