Отношения, регулируемые Законом от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»
Комментарий к статье 1 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Отношения, складывающиеся в процессе осуществления страховой деятельности, включают в себя три составляющие: а) заключение и исполнение договоров страхования; б) управление средствами страховых резервов - специализированных денежных фондов, формируемых страховщиком для обеспечения своевременности страховых выплат; в) осуществление государством специального надзора за деятельностью субъектов страхового дела. 2. Если положения п. 1 настоящей статьи определяют сферу применения комментируемого Закона, то положения п. 2 устанавливают перечень нормативных правовых актов, которыми эта сфера регулируется. 1) комментируемый Закон и нормативные документы Министерства финансов РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам, изданные в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 30 настоящего Закона; 2) ГК РФ, регулирующий отношения по заключению и исполнению договоров страхования, перестрахования и т.д., а также устанавливающий основные положения о договорах, обязательствах, возмещении ущерба и т.д.; 3) специализированные нормативные акты об отдельных видах страхования (Кодекс торгового мореплавания РФ, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ об ОМС) и др.). Таким образом, создается система НПА, которые можно разделить на две ступени: 1) общие положения о страховании. К ней относятся ГК РФ, комментируемый Закон; 2) специальные положения о страховании. Это прежде всего НПА, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством и Президентом РФ, которые призваны регулировать специальные (специфические) вопросы страхования, а также отдельные федеральные законы, регулирующие специальные виды страхования, прежде всего обязательное. 3. Из п. 3 настоящей статьи следует, что комментируемый Закон и другие федеральные законы, а также различные нормативные правовые акты, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с комментируемым Законом, являются составными частями страхового законодательства. Также необходимо помнить о том, что не каждый НПА может входить в состав страхового законодательства, а только тот, который отвечает требованиям нормативности, т.е. принят в особом порядке уполномоченным органом с обязательным опубликованием такого НПА. На практике встречаются случаи ошибочного применения в качестве НПА официальных разъяснений государственных органов в форме писем, разъяснений и т.д., хотя такие письма носят лишь характер документов официального толкования норм права, инструкций и обобщений, сложившейся практики правоприменения и (или) судебной практики и призваны разрешить спорные, "размытые" вопросы и пробелы в страховом законодательстве. Однако положения, содержащиеся в таких документах, не обязательны к исполнению правоприменителем, в отличии от НПА, и выполняют вспомогательную "техническую" функцию. Комментируемый пункт устанавливает еще одно условие: федеральные органы исполнительной власти могут принимать НПА, регулирующие вопросы страхования, только в случае делегирования им таких полномочий комментируемым Законом и только в пределах своей компетенции (Минздрав России, например, не может принять НПА, регулирующий вопросы страхования недвижимости или предпринимательского риска, но при этом уполномочен издавать НПА в сфере обязательного медицинского страхования). Это условие позволяет избежать путаницы в системе страхового законодательства. 4. В соответствии со ст. 927 ГК РФ, п. 2 ст. 3 комментируемого Закона выделяют два вида страхования - добровольное и обязательное. Отличие обязательного страхования от добровольного заключается в том, что обязанность страхования у субъектов правоотношений возникает не по доброй воле, а в силу императивного предписания закона, в результате чего участники страхования лишены возможности оговаривать существенные условия страхования. Это обуславливает специфичность таких отношений. Учитывая это, законодатель в п. 4 комментируемой статьи вводит правило: комментируемый Закон должен применяться к регулированию правоотношений в сфере обязательного страхования ограниченно, так как не может учесть все особенности такого вида страхования. Потому комментируемый Закон лишь устанавливает правовые основы обязательного страхования, например, в части определения основ и порядка лицензирования, размера уставного капитала страховщика, определения основного круга участников страховых правоотношений, основ страховой деятельности и т.д. То есть комментируемый Закон устанавливает общие положения, а специальные положения содержатся в особых "узких" законах, которые регулируют каждый отдельный вид обязательного страхования. Например, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" устанавливает принципы такого страхования, цели и задачи, особенности правового статуса участников обязательного социального страхования и т.д. ФЗ об ОМС устанавливает круг субъектов обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), правовой статус участников ОМС, размеры страховых взносов и порядок их уплаты, особенности персонифицированного учета в системе ОМС и т.д. Таким образом, комментируемый Закон выступает к обязательному страхованию как общее к частному. 5. Пункт 5 настоящей статьи устанавливает специальный порядок обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, причем указанный порядок лишь предполагается, поскольку указанные виды страхования регламентируются специальными нормативными актами и исключены из сферы действия настоящего Закона. Таким образом, положения настоящего Закона на подобные вида страхования не распространяются. В то же время, указывая на специальное правовое регулирование, норма права определяет и специальный нормативный акт, устанавливающий порядок осуществления страхования вкладов, экспортных кредитов и инвестиций, - Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития". Согласно ст. 1 данного Закона применение его положений направлено на установление правового положения, принципов организации, целей создания и деятельности, порядка реорганизации и ликвидации банка развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", т.е. определение специального порядка страхования не является специальным предметом данного нормативного акта. Статья 3 этого Закона относит к числу основных функций Внешэкономбанка организацию страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. В целях организации страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество. Права акционера указанного общества реализуются Внешэкономбанком на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка. Указанное общество осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков российских экспортеров товаров (работ, услуг), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок. Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. N 964. Страхование экспортных кредитов и инвестиций осуществляется на основании договора страхования, общие условия и порядок заключения, исполнения и прекращения которого определяются правилами страхования, а также на основании договора сострахования и договора перестрахования. Договор страхования может устанавливать исключения из объема страхового покрытия, предусмотренного правилами страхования. Страхователями по договору страхования и по договору сострахования могут быть следующие лица: 1) юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его дочернее общество (в том числе созданное в соответствии с законодательством иностранного государства) либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, заключившие или намеревающиеся заключить экспортный договор; 2) юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его дочернее общество (в том числе созданное в соответствии с законодательством иностранного государства) либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие инвестиционную деятельность за пределами территории Российской Федерации; 3) иностранное юридическое лицо, имеющее имущественный интерес, прямо или косвенно связанный с осуществлением российским экспортером экспортных операций или осуществлением российским инвестором инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации; 4) кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Внешэкономбанк, предоставившие или намеревающиеся предоставить финансовую поддержку, прямо или косвенно связанную с осуществлением российским экспортером экспортных операций или осуществлением российским инвестором инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации; 5) юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства, осуществляющее выдачу кредитов в качестве одного из основных видов своей деятельности, действующее в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющее соответствующее разрешение или лицензию (далее - иностранная кредитная организация), предоставившее финансовую поддержку иностранному юридическому лицу в целях исполнения таким иностранным юридическим лицом своих обязательств по договору (контракту), заключенному с российским экспортером или российским инвестором. Объектами страхования могут быть имущественные интересы страхователей, связанные с возможными убытками вследствие реализации предпринимательских и (или) политических рисков, возникающими в процессе осуществления или подготовки к осуществлению сделок, связанных с экспортом российских товаров (работ, услуг) и осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации. Событиями, связанными с предпринимательскими рисками, являются:
Событиями, связанными с политическими рисками, являются:
препятствует исполнению договора о кредитовании покупателя или экспортного договора; приводит к национализации, экспроприации, конфискации без равноценного возмещения или к иным действиям со стороны такого иностранного государства, причиняющим ущерб российскому экспортеру, или российскому инвестору, или иностранным юридическим лицам, аффилированным по отношению к российскому экспортеру, или российскому инвестору; распространяется на инвестиционную деятельность за пределами территории Российской Федерации посредством одностороннего изменения условий договоров и соглашений о защите или осуществлении инвестиций; изменяет договорные обязательства, принятые иностранными государствами в рамках структурированного финансирования; приводит к изменениям в нормативных правовых актах, на основании которых планировалось осуществление инвестиций;
Содержание правил страхования в каждом конкретном случае определяется применительно к тому или иному виду с учетом установленных нормативными актами видов рисков. Порядок страхования вкладов граждан в банках осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", который устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, агентством, Центральным банком Российской Федерации и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Указанный вид страхования распространяется на следующие страховые случаи:
Не подлежат страхованию денежные средства:
Во всех остальных случаях вклады физических лиц в банках подлежат обязательному страхованию, причем заключения договора страхования в таких случаях закон не требует. Формирование специального порядка страхования вкладов в банках, экспортных кредитов и инвестиций связано со спецификой рисков, в отношении которых производится такое страхование, а также особенностями деятельности субъектов, осуществляющих оказание услуг, например, банков, осуществляющих хранение денежных средств, и т.п. В этой связи государство предусматривает специальные требования и гарантии на случай возникновения указанных страховых случаев. 6. Пункт 6 комментируемой статьи введен в результате реформы системы обязательного медицинского страхования, в связи с принятием ФЗ об ОМС. Применительно к правоотношениям в области обязательного медицинского страхования настоящий Закон выступает в качестве нормативного акта общего характера, который подлежит применению только в случае отсутствия предписаний специального законодательного акта - ФЗ об ОМС. Он регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Комментируемый Закон входит в правовую основу ОМС и призван регулировать общие вопросы правоотношений, возникающие в системе ОМС. В частности, законодатель указывает на то, что действие комментируемого Закона распространяется на медицинские страховые организации. Стоит помнить о том, что система страхования по ОМС отличается от "классической": страховые медицинские организации (далее - СМО) не выступают в качестве самостоятельного страховщика, а лишь выполняют часть полномочий страховщика, которые им делегируются ФЗ об ОМС, а также договорами в системе ОМС. Страховщиком же в системе ОМС согласно ст. 12 ФЗ об ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Требования к СМО устанавливаются как комментируемым Законом (см. в частности, положения о размере уставного капитала, требования по осуществлению страховой деятельности и т.д.), так и ст. 14 ФЗ об ОМС, которая устанавливает требования к видам осуществляемой СМО деятельности, составу учредителей, порядку осуществления деятельности в системе ОМС. Помимо этого, изъятия из сферы правового регулирования комментируемого Закона по отношению к СМО могут устанавливаться и иными НПА, в случае указания на то в комментируемом Законе или ФЗ об ОМС. В частности, положения комментируемого Закона о лицензировании страховых организацией не распространяются в полной мере на СМО, а порядок такого лицензирования устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 N 1227) "Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Оглавление: Об организации страхового дела в РФ |
АвтострахованиеЛичное страхованиеСтрахование имуществаСтрахование ответственности |