Медицинское страхование: цели и задачи реформы ОМС

 

Знаем ли мы, что такое сегодняшнее медицинское страхование? Какие возможности оно предоставляет гражданам? Как защищает наши интересы в охране здоровья? В чем сходства и различия обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС)?
Эти вопросы становятся особенно актуальными после принятия Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Закон действует с 1 января 2011 г. (за исключением отдельных положений). Но жизнь показывает, что и граждане, и организации еще мало знают об изменениях в этой сфере. А знать о новшествах необходимо, так как теперь мы сами в заявительном порядке вправе выбрать:

  • поликлинику и даже врача, которые нас будут лечить;
  • страховую медицинскую компанию, которая учтет нас в перечне застрахованных лиц, выдаст полис ОМС нового образца, будет осуществлять экспертизу оказанных медицинских услуг и пр.

Закон N 326-ФЗ повлек за собой внесение изменений в налоговое законодательство, касающихся деятельности страховых медицинских организаций. Сказался он на тарифах уплаты страховых взносов в фонды ОМС, которые изменятся в 2012 году.

Интересно будет вспомнить и о том, что Налоговый кодекс РФ предоставляет возможность получения социального вычета по договорам ДМС, а также по расходам на приобретение лекарств, на оплату медицинских услуг.
Но прежде чем детально говорить о новациях в ОМС и возможностях ДМС, касающихся медицинского страхования и медицинских расходов, скажем несколько слов о предыстории появления нового закона.

 

Цели реформы ОМС

 

Медицинское страхование как способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение и охрану собственного здоровья уходит корнями вглубь веков. Недобросовестных лекарей (а то и просто мошенников), медиков, не располагающих требуемой квалификацией и знаниями, лишали права заниматься врачебной практикой и применяли другие суровые наказания.

До принятия Закона N 326-ФЗ правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации были установлены Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Этим Законом права выбора страховой медицинской организации были одновременно закреплены за страхователем и гражданином, что фактически устраняло граждан от участия в таком выборе. За работающих граждан такой выбор делали работодатели, а за неработающих - региональные и местные органы власти.

Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространялись на работающих граждан с момента заключения с ними трудовых договоров. Согласно Закону N 1499-1 страхователь был обязан:

  • заключать договор ОМС со страховой медицинской организацией;
  • вносить страховые взносы в порядке, установленном этим Законом и договором медицинского страхования.

Оформлением полисов ОМС в большинстве случаев занимались кадровые работники или другие сотрудники, назначенные приказом руководителя. При прекращении трудовых отношений работник обязан был сдать выданный ему страховой медицинский полис.

Обязательное страхование неработающего населения законодательством возлагалось на муниципальные власти. Как правило, платежи на ОМС в этом случае должны были осуществляться за счет средств местных бюджетов, а расходы на указанные цели предусматривались в бюджетах субъектов РФ.

Но конкретные требования к размеру страховых взносов на ОМС неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов РФ прежним законодательством предусмотрены не были. Это приводило к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, снижало доступность, качество и объем медицинской помощи, оказываемой гражданам в различных регионах.

Отсутствовали и требования об оплате медицинских услуг в сфере ОМС по полному тарифу. Прежде тариф на медицинскую помощь по базовой программе ОМС включал лишь расходы на оплату труда с обязательными отчислениями, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов и прочие расходы. Например, на 2010 год подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы за счет средств ОМС был установлен в сумме 4059,6 руб. (Информация из доклада Минздравсоцразвития России "О реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году" (далее - доклад Минздравсоцразвития)).

Рассмотрим подушевые показатели финансового обеспечения программы за счет различных источников. Так, в отчетном году показатель подушевого финансового обеспечения программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 10 141,8 руб. и за период с 2008 по 2010 год в текущих ценах увеличился на 21,5%.

Тем не менее такой тариф являлся, мягко говоря, неполным, а точнее - минимальным. Это приводило к ограничению участия частных медицинских организаций в системе ОМС, не давало возможности гражданам свободно выбрать медицинское учреждение вне зависимости от формы собственности.

Не был четко определен и правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) как субъектов системы ОМС.

В прежнем Законе не было положений о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации. Это, в свою очередь, создавало трудности в предоставлении медицинской помощи за пределами региона, в котором был застрахован гражданин.

Отсутствовали нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи.

В целом структура управления системой ОМС была несовершенна.

Закон N 326-ФЗ призван устранить перечисленные прорехи в законодательстве, усовершенствовать законодательное регулирование правоотношений в системе ОМС.

Центром системы ОМС законодатель определил человека. Его права и свободы являются высшей ценностью. А в обязанности государства входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения, которое охраняется государством. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Основные положения Закона N 326-ФЗ соответствуют Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).

Закон N 326-ФЗ определяет:

  • правовые основы ОМС и основные принципы его осуществления (ст. 2, 4);
  • полномочия Российской Федерации, регионов и их органов государственной власти в сфере ОМС (ст. 5 - 8);
  • субъекты и участников ОМС (ст. 9 - 15);
  • права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховщиков и медицинских организаций (ст. 16 - 20).

Отдельные главы Закона посвящены:

  • финансовому обеспечению ОМС (источникам формирования средств ОМС) (гл. 5);
  • правовому статусу ФФОМС и ТФОМС (гл. 6);
  • видам медицинской помощи, способам ее оплаты в рамках базовой и территориальных программ ОМС (гл. 7);
  • вопросам договорных отношений в сфере ОМС (гл. 8).

Закон N 326-ФЗ закрепил осуществление контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые соответствуют территориальной программе ОМС и договору на оказание медицинской помощи по ОМС. Контроль должен осуществляться путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Определены порядок и механизм их проведения. Предусмотрены контрольные функции со стороны фондов ОМС в целях обеспечения защиты интересов застрахованных лиц (гл. 9).

Закон N 326-ФЗ (гл. 10) предусматривает условия для организации единого информационного пространства в рамках системы ОМС. В его основу положено ведение персонифицированного учета.

Персонифицированный учет предполагает:

  • введение полиса единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующего на всей территории РФ;
  • ведение единого регистра застрахованных лиц в Российской Федерации;
  • персонификацию объемов оказанной медицинской помощи, расходов на ее оказание за счет средств ОМС, а также результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи;
  • обоснованное прогнозирование потребности в объемах медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программ ОМС.

Особенностью реализации положений Закона N 326-ФЗ в 2011 - 2012 годах является финансовое обеспечение за счет бюджета ФФОМС программ модернизации здравоохранения субъектов РФ. Средства, направляемые на модернизацию регионального здравоохранения, будут использоваться на следующие цели:

  • укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, обеспечивающее завершение строительства ранее начатых объектов (с готовностью на 1 января 2011 г. не менее 80% фактических затрат от сметной стоимости строительства), а также текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений;
  • внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации;
  • внедрение телекоммуникационных систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
  • подготовка к внедрению стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Эти положения программы модернизации установлены ст. 50 Закона N 326-ФЗ.

А теперь обо всем по порядку.

 

Основные принципы ОМС

 

Основные принципы осуществления ОМС, закрепленные в Законе N 326-ФЗ (ст. 4), являются составной частью обязательного социального страхования.

Во-первых, это всеобщий характер ОМС, который должен обеспечивать застрахованному лицу оказание бесплатной медицинской помощи при наступлении страхового случая. Бесплатная помощь должна оказываться в рамках базовой и территориальной программы ОМС. Подробнее о том, какие виды помощи и при каких недугах предусмотрены этими программами, мы скажем чуть позже. А пока сошлемся на общие определения.

Базовая программа ОМС - это гарантированное оказание бесплатной медицинской помощи на всей территории России.

Территориальная же программа гарантирует бесплатное оказание медпомощи на региональном уровне. Права застрахованных лиц на получение такой помощи и единые требования к территориальным программам устанавливаются базовой программой.

Во-вторых, государство гарантирует застрахованным защиту от социальных рисков. Это значит, что обязательства по ОМС в рамках базовой программы государство обязалось выполнять независимо от финансового положения страховщика. С этой целью Законом предусмотрено создание страховыми медицинскими организациями резервов для обеспечения финансовой устойчивости ОМС.

В-третьих, закреплена автономность финансовой системы ОМС. Этот принцип основан на обязательности уплаты страхователями страховых взносов на ОМС в размерах, установленных федеральными законами, а также на эквивалентности страхового обеспечения средствами ОМС.

Наконец, это доступность и качество медицинской помощи. Государство обязуется создавать все условия для достижения этой цели в рамках предусмотренных программ.

С 2012 года четко разделяются полномочия Российской Федерации и регионов в сфере ОМС.

Как и прежде, на государственном уровне будут устанавливаться:

  • круг лиц, подлежащих ОМС;
  • размер тарифов страховых взносов на ОМС и порядок их взимания;
  • ответственность субъектов и участников ОМС за нарушение законодательства об обязательном медстраховании;
  • система защиты прав застрахованных лиц.

Государство будет разрабатывать и утверждать базовую программу ОМС и единые требования к территориальным программам.

Законодатель уполномочил федеральные органы управлять средствами обязательного медицинского страхования, вести персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи.

А что же регионы? За что они отвечают? Вопрос не праздный, так как в основном мы пользуемся медицинскими услугами на местах.

Набор полномочий субъектов РФ включает в себя:

  • утверждение территориальных программ ОМС и реализацию базовой программы ОМС на территориях регионов. Базовые программы реализуются в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФФОМС территориальным фондам;
  • утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения ОМС на территориях субъектов РФ. Такие нормативы разрабатываются и утверждаются в соответствии с правилами ОМС. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 74 такое правило было поручено разработать здравоохранительному ведомству. Выполняя это поручение, Минздравсоцразвития России подготовило и своим Приказом от 28.02.2011 N 158н утвердило Правила ОМС. Подробнее о них расскажем далее;
  • регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;
  • администрирование доходов бюджета ФФОМС, поступающих от уплаты страховых взносов на страхование неработающего населения на территориях субъектов РФ;
  • контроль на подведомственных территориях использования средств ОМС, ведение отчетности, проведение проверок и ревизий.

Территориям переданы полномочия по осуществлению расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис ОМС, в соответствии с едиными требованиями базовой программы.

Любой учет начинается в первичных ячейках. Поэтому субъектам вменено ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Все расходы, связанные с осуществлением переданных регионам полномочий, осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов.

А контролировать такое использование средств должны ФФОМС, финансовые органы на местах и Счетная палата РФ.

Напрямую региональные органы власти в сфере ОМС должны уплачивать страховые взносы за неработающих граждан, финансировать и реализовывать территориальные программы ОМС, утверждать бюджеты ТФОМС и отчеты об их исполнении (ст. 8 Закона N 326-ФЗ).

 

Субъекты и участники ОМС

 

Теперь нам нужно уяснить, кто является участниками ОМС, кого Закон отнес к застрахованным лицам, страхователям и страховщикам, какие у кого права и обязанности.

Итак, Закон N 326-ФЗ (ст. 9) в качестве субъектов ОМС называет:

  • застрахованных лиц;
  • страхователей;
  • ФФОМС.

А к числу участников относятся:

  • ТФОМС;
  • страховые медицинские организации;
  • медицинские организации.

Застрахованными лицами являются:

  • граждане РФ;
  • постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;
  • лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".

Перечисленные лица признаются застрахованными, если:

  • работают по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • являются членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в районах Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Из числа застрахованных иностранных специалистов Закон N 326-ФЗ (ст. 10) исключил высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей. Почему?

Дело в том, что деятельность этих лиц на территории РФ регулируется отдельным Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) и другими нормативными актами.

Высококвалифицированный иностранный специалист - это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной деятельности.

Причем условия привлечения такого специалиста к труду в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):

  • в размере не менее 1 млн. руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами;
  • без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково";
  • в размере не менее 2 млн. руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан.

Согласно п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ привлекать высококвалифицированных специалистов вправе работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся российскими коммерческими организациями или аккредитованными в установленном порядке на территории РФ филиалами иностранных юридических лиц.

Для выдачи высококвалифицированному иностранному специалисту разрешения на работу и оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности (если это необходимо) работодатель (заказчик) подает в Федеральную миграционную службу (ФМС России) в числе прочих документов ходатайство о привлечении специалиста и трудовой договор (гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)) с привлекаемым специалистом, вступление которого в силу обусловлено получением указанным лицом разрешения на работу.

В ходатайстве о привлечении высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) отражает сведения о компетентности и об уровне квалификации иностранного гражданина, а также о документах, подтверждающих наличие у данного специалиста профессионального образования.

При этом согласно п. 14 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ высококвалифицированный специалист и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, уже должны иметь:

  • действующий на территории РФ договор (полис) медицинского страхования либо
  • право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Обеспечение перечисленных гарантий получения высококвалифицированным специалистом и членами его семьи указанной медицинской помощи в течение срока действия заключаемого со специалистом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является их обязательным условием.

Что касается беженцев, то в отношении их действуют нормы Федерального закона "О беженцах". Им определено, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Соответственно, обязательное медицинское страхование иностранных граждан и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах", осуществляется на общих основаниях с гражданами РФ в случае установления им органами ФМС России юридического статуса беженца и выдачи соответствующего удостоверения.

При этом страхователями для неработающих иностранных граждан, признанных беженцами, являются органы исполнительной власти, местная администрация.

Застрахованными в системе ОМС Закон признает и неработающих граждан, а именно:

  • детей со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
  • неработающих пенсионеров независимо от основания назначения пенсии;
  • граждан, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • одного из родителей или опекуна, занятых уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • трудоспособных граждан, занятых уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

Застрахованными являются и безработные граждане. Напомним, что порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Эта статья устанавливает следующие четыре условия признания граждан безработными:

  • способность гражданина к труду;
  • отсутствие работы и заработка (дохода);
  • регистрация в целях поиска подходящей работы;
  • поиск работы и готовность приступить к ней.

Лицам, признанным безработными, Закон гарантирует социальную поддержку, в том числе:

  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Выплата пособия по безработице в этом случае производится на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинским учреждением.

Перечень лиц, отнесенных к числу застрахованных, завершают иные не работающие по трудовому договору и не указанные в перечисленных случаях граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

 

Почему военнослужащие составляют исключение?

 

Потому, что специфика их служебной деятельности обусловливает безоговорочное решение возложенных на них задач в любых условиях, в том числе связанных с риском для жизни.

Работающие по трудовому договору лица работают для себя. А военнослужащие (приравненные к ним лица) исполняют государственные функции, реализуя волю государства, а не свою собственную.

Поэтому государство взяло на себя обязательства по оказанию социальной помощи указанной категории граждан.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. При этом военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы (п. 1, 7 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (п. 2 ст. 16 Закона N 76-ФЗ). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Граждане, уволенные с военной службы, подлежат обязательному медицинскому страхованию и имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (п. 5 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).

Основные направления государственной политики в области обязательного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, порядок и условия его осуществления регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".

В этом документе также сказано, что жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию. Оно обеспечивается со дня начала военной службы, военных сборов по день окончания. При наступлении страховых случаев (ранения, травмы, контузии или заболевания) военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. Это касается тех случаев, когда смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Подытожим сказанное. Конституционное право военнослужащих на бесплатную медицинскую помощь обеспечивается в соответствии с Законом N 76-ФЗ. Жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию согласно Закону N 52-ФЗ.

При этом расходы военно-медицинским учреждениям, государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, в том числе функционирующим в системе обязательного медицинского страхования, по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. Порядок оказания медпомощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911.

Соответственно, до окончания военной службы военнослужащие, в том числе занимающиеся по совместительству педагогической или иной предусмотренной законом оплачиваемой деятельностью, в организациях, уплачивающих от фонда оплаты труда страховые взносы, в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды ОМС, обязательному медицинскому страхованию не подлежат, медицинские полисы им не выдаются.

А как быть в случае направления военнослужащего за пределы Российской Федерации, например, для оказания технического содействия зарубежным партнерам или исполнения других обязанностей? При таких обстоятельствах военнослужащим, работникам и членам их семей в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (кроме стоматологического протезирования), в том числе в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение, за исключением родовспоможения и плановых операций. Это определено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 949.

 

Кто такие страхователи?

 

Как мы уже отмечали ранее, Законом определены страхователи для работающего и неработающего населения.

Для работающих граждан страхователи делятся на две категории - тех, кто производит выплаты гражданам и с этих выплат исчисляет взносы, и тех, кто сам обеспечивает себя работой и платит взносы со своих трудовых доходов.

К первой категории - производящих выплаты и иные вознаграждения гражданам - относятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Подробно о страхователях, уплачивающих страховые взносы на обязательное страхование, в том числе на ОМС, сказано в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

В целях уплаты страховых взносов к организациям относятся как российские юридические лица, так и иностранные компании, корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и обладающие гражданской правоспособностью. Плательщиками взносов являются также созданные на территории РФ международные организации, филиалы и представительства иностранных компаний (п. 1 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Причем они платят взносы не только с выплат работающим у них гражданам России, но и с доходов, выплачиваемых работникам-иностранцам.

Плательщики взносов - индивидуальные предприниматели - это граждане, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с ГК РФ (ст. 17, 21, 26, 27) предпринимательскую деятельность вправе осуществлять гражданин, достигший определенного возраста (как правило, это возраст 18 лет или, в исключительных случаях, возраст с 14 до 18 лет (при наличии письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя))), соответствующий другим условиям ГК РФ.

Плательщики взносов - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, - это российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, производящие выплаты и вознаграждения другим гражданам (п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ).

Скажем, гражданин (заказчик), не являющийся индивидуальным предпринимателем, заключает договор подряда с физлицами - гражданами РФ (подрядчики), связанный со строительством объекта индивидуального жилищного строительства. В этом случае гражданин-заказчик является страхователем этих рабочих, так как с выплачиваемого вознаграждения этим работникам он должен платить взносы в пенсионный фонд РФ (ПФР) и фонды медицинского страхования. Такой заказчик должен самостоятельно встать на учет в фондах и отчитываться перед ними. Как и в какие сроки это необходимо сделать, расскажем чуть позже. То же можно сказать и о лицах, нанимающих официально по договору нянь, персональных водителей, домработниц. Такие договоры подлежат регистрации в местных органах власти.

Ко второй категории относятся самозанятые граждане:

  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если предприниматель нанимает работников, он является плательщиком взносов по двум основаниям: как производящий выплаты гражданам (п. "б" ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ) и как самостоятельный плательщик взносов с собственных доходов (ч. 2 ст. 5 Закона 212-ФЗ). На обязанность уплаты взносов по каждому основанию указано в п. 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ.

Плательщики взносов должны состоять на учете в каждом из фондов. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для работающих граждан осуществляется в территориальных органах ПФР (ч. 4 ст. 17 Закона N 326-ФЗ). Особенности постановки на учет в территориальных органах ПФР и Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) отдельных категорий плательщиков страховых взносов утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1097.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)), переведенные на уплату ЕНВД, с 2010 года являются плательщиками страховых взносов. Чтобы смягчить болезненный в финансовом отношении переход на уплату взносов, законодатель предусмотрел для этих страхователей переходный период. В 2010 году они платили взносы только в ПФР по пониженной ставке (14%). А далее на них стали распространяться общие правила. Но для отдельных категорий Закон N 212-ФЗ и теперь предусматривает пониженные тарифы. Они указаны в ст. 58 этого Закона.

Для неработающих граждан страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и иные организации, определенные Правительством РФ (например, дислоцированные за пределами Российской Федерации воинские формирования, военные суды и т.п.) (ч. 2. ст. 11 Закона N 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 593).

Октябрь 2012 г.