Страховые выплаты по ОСАГО: причинение вреда автопоездом

 

Данная статья посвящена проблемам, возникающим при дорожно-транспортных происшествиях, участником которых является тягач с прицепом. Правила дорожного движения рассматривают автопоезд в составе механического транспортного средства (тягача) и прицепа (полуприцепа, прицепа-роспуска) как одну транспортную единицу. Однако прицеп в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" является отдельным транспортным средством. Нормой абз. 2 п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, прицеп также признается отдельным транспортным средством. Гражданская ответственность его владельца страхуется отдельно от гражданской ответственности владельца тягача.

В практике нередко возникают вопросы относительно того, кто из двух страховщиков должен платить за причинение вреда: страховщик, застраховавший гражданскую ответственность владельца тягача, или страховщик, продавший полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО, обязательное страхование) владельцу прицепа. Попробуем разобраться в этой проблеме.
Источник повышенной опасности - деятельность, связанная с эксплуатацией определенных объектов, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Чаще всего повышенная опасность возникает при использовании движущихся объектов, которые нельзя мгновенно остановить.
Пунктом 1 ст. 1079 ГК РФ определено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании.

Прицеп, относящийся к транспортным средствам, в силу конструктивных особенностей не может самостоятельно использоваться без механического транспортного средства (тягача). В то же время при движении в составе автопоезда прицеп оказывает соответствующее влияние на скорость, траекторию, маневренность и другие параметры движения тягача.

Казалось бы, не должно вызывать сомнений, что если по договору ОСАГО застрахована ответственность за вред, причиненный только одним из транспортных средств, составляющих автопоезд, то обязанность по страховой выплате в рамках договора обязательного страхования наступает только по тому транспортному средству, по которому застрахована ответственность владельца. Так, согласно пп. "а" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) не является страховым случаем причинение вреда иным транспортным средством, чем то, которое указано в полисе обязательного страхования.

Соответственно, если ущерб причинен прицепом, а полис оформлен только в отношении тягача, то страхованием такая ситуация не покрывается. Вред в такой ситуации должен быть возмещен в общем порядке лицом, его причинившим. Точно так же, если вред причинен тягачом, а полиса ОСАГО на него не имеется, при наличии договора обязательного страхования для прицепа, который был частью данного автопоезда, обязательства по страховой выплате также не возникают. В то же время при наличии полисов ОСАГО как на тягач, так и на прицеп обязанность по выплате страхового возмещения возникает только у той страховой компании, которая застраховала ответственность за причинение вреда той частью автопоезда (тягачом или прицепом), которая нанесла вред. Например, имеются договоры ОСАГО на тягач и на прицеп, но вред причинен в результате взаимодействия только застрахованного прицепа с транспортным средством потерпевшего. Обязанность по выплате в этом случае возникнет у страховщика, выдавшего полис обязательного страхования ответственности владельца прицепа. Если договоры ОСАГО выданы в отношении нескольких прицепов, входящих в состав автопоезда, то страховое возмещение в случае причинения вреда подлежит выплате тем страховщиком, в полисе ОСАГО которого указан соответствующий прицеп.

Но на практике возникает некоторая путаница в ситуациях, когда полисы выданы в отношении как прицепа, так и тягача, а вред причинен одним из элементов автопоезда. Например, существует мнение, что если вред причинен только прицепом, то обязанность по страховой выплате возникает у обоих страховщиков по договорам ОСАГО. В судебной практике были случаи, когда при ДТП с участием автопоезда выносились решения о солидарной ответственности страховщиков по выплате страхового возмещения (Постановление ФАС Московского округа от 30.03.2009 N КГ-А40/2025-09 по делу N А40-36037/08-63-404). Однако это не так, поскольку возникновение ответственности лица, управлявшего автопоездом, за причиненный вред влечет страховую выплату только в отношении того застрахованного элемента автопоезда, которым причинен вред. Необходимо учитывать положения п. 1 ст. 322 ГК РФ, согласно которым солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. В системе ОСАГО ни Закон, ни договоры не устанавливают солидарности обязанности страховщиков. Таким образом, ни о каких солидарных обязательствах страховщиков по выплате страхового возмещения по договорам обязательного страхования речи идти не может.

Если вред причинен как прицепом, так и тягачом, то страховое возмещение должно выплачиваться по каждому полису отдельно. Этот подход нашел отражение, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13884/07, в котором указано, что страховая компания (полисы ОСАГО владельцу прицепа и тягача выданы одним страховщиком) должна выплатить 240 тыс. руб., поскольку вред другому лицу причинен обоими транспортными средствами.

Если вред причинен только прицепом, то выплату страхового возмещения должен осуществлять страховщик, выдавший полис ОСАГО владельцу прицепа. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 17.11.2005 N КГ-А40/10410-05 отмечено, что страховая компания, застраховавшая гражданскую ответственность владельца прицепа, должна выплатить 120 тыс. руб. потерпевшему, поскольку вред причинен в результате столкновения его транспортного средства именно с прицепом.

Выводы

При рассмотрении в рамках ОСАГО страховых случаев с участием автопоезда необходимо прежде всего добиться совершенной ясности в вопросе о том, каким именно транспортным средством причинены повреждения жизни, здоровью или имуществу потерпевшего - тягачом, прицепом или ими обоими. Это устанавливается по обстоятельствам происшествия и по наличию повреждений и следов на автопоезде. Если следы столкновения имеются как на тягаче, так и на прицепе, то требования по выплате страхового возмещения необходимо предъявлять к каждой страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность владельца соответствующего транспортного средства (в том случае, если такая ответственность застрахована в разных страховых компаниях). На наш взгляд, при ДТП с участием автопоезда (и тягача, и прицепа) надо применять пропорциональную ответственность, но только в тех случаях, когда точно определено, какие повреждения потерпевшей стороне нанес тягач, а какие - прицеп. Если это сделать невозможно, то каждый из владельцев - и тягача, и прицепа - несет ответственность в равной степени. Соответственно, и страховщики, застраховавшие их ответственность по договорам ОСАГО, должны будут выплачивать страховое возмещение в равных размерах.

Июнь 2013 г.