Статьи - Страхование гражданской ответственности

Новшества в страховом законодательстве

Федеральный закон N 344-ФЗ был принят достаточно быстро, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 18.02.2014. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, при его подготовке было проанализировано более 70 законодательных актов РФ, нормы которых затрагивают вопросы бухгалтерского учета и отчетности, с точки зрения соответствия их терминологии Федеральному закону N 402-ФЗ. Подробнее остановимся на изменениях, которые непосредственно затрагивают интересы субъектов страхового дела.

Страхование гражданской ответственности застройщика

Изменения в закон № 214-ФЗ внесены еще год назад – Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ, но вступили в силу 1 января 2014 года. Было уточнено, какие именно обязательства застройщика обеспечивает тот или иной способ. Так, в статье 12.1 закона № 214-ФЗ конкретизировано, что обеспечиваться должно исполнение обязательства застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по всем договорам, заключенным для строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости на основании одного разрешения на строительство. И установлен новый дополнительный способ обеспечения обязательств застройщика по передаче дольщику объекта долевого строительства – страхование гражданской ответственности.

Страхование гражданской ответственности перед соседями

До заключения договора имущественного страхования ознакомьтесь с предложениями страховых организаций, чтобы выбрать страховую организацию и страховой продукт, отвечающие вашим интересам. Информацию вы можете найти в офисах страховых организаций, на их официальных сайтах, в буклетах и т.д. Официальная информация об условиях страхования содержится в договоре страхования, правилах страхования, страховых тарифах. При сравнении предложений страховых организаций проанализируйте следующие условия страхования.

Страховые выплаты по ОСАГО: причинение вреда автопоездом

Данная статья посвящена проблемам, возникающим при дорожно-транспортных происшествиях, участником которых является тягач с прицепом. Правила дорожного движения рассматривают автопоезд в составе механического транспортного средства (тягача) и прицепа (полуприцепа, прицепа-роспуска) как одну транспортную единицу. Однако прицеп в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 является отдельным транспортным средством. Нормой абз. 2 п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, прицеп также признается отдельным транспортным средством. Гражданская ответственность его владельца страхуется отдельно от гражданской ответственности владельца тягача.

Страхование и Закон о защите прав потребителей

Как известно, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" распространило действие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на все виды договоров страхования. Это не могло не вызвать бурную реакцию со стороны страхового сообщества, которое не было ментально готово к столь жестким финансовым санкциям за нарушение страховщиками условий страховых сделок, и горячую поддержку юристов, выступающих на стороне страхователей и выгодоприобретателей. Ниже мы приводим мнения представителей той и другой точек зрения.

Страхование гражданской ответственности воздушного перевозчика перед пассажирами

Страхователями по договору страхования ответственности воздушных перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок. В настоящее время в пассажирском сегменте работают 120 авиакомпаний. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечивают четыре лидирующих авиакомпании ("Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Сибирь"), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота.

Особенности страхования ответственности

В договорах страхования ответственности описания страхового случая бывают весьма разнообразными, иногда вычурными и не всегда логичными. Много примеров таких описаний имеется в литературе, и я не стану их здесь приводить. Принципиальными являются вопрос квалификации события в качестве страхового случая и вопрос о моменте его наступления, которые и следует рассмотреть. Ясно, что при страховании деликтной ответственности страховым случаем является не любое причинение страхователем (застрахованным лицом) вреда третьим лицам, а лишь такое, которое влечет наступление ответственности страхователя (застрахованного лица) за это причинение вреда. Также и при страховании ответственности по договору страховым случаем является не само нарушение договора страхователем, а лишь такое нарушение, которое влечет наступление ответственности страхователя за нарушение договора. Если в договоре страхования в качестве страхового случая указано причинение вреда (нарушение договора) - это не страхование ответственности. Затруднительным является вопрос: как страховщику определить, наступила ответственность или нет?

Несправедливые (недобросовестные) условия договора страхования

В российском договорном праве в п. 2 ст. 428 ГК РФ говорится о договоре присоединения, который "лишает эту (присоединившуюся к договору) сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой (присоединившейся к договору) стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора". Эта норма действует пока только в отношении договоров присоединения, к которым договоры страхования не относятся. Помимо этого, российскому правопорядку известно понятие "условия, ущемляющие права потребителей", но к страхованию потребительское законодательство у нас пока не применяется, т.е. и эта норма не может использоваться для защиты от рассматриваемых здесь условий.

Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

С 1 января 2009 г. Российская Федерация стала участником международной системы обязательного страхования владельцев транспортных средств "Green Card" ("Зеленая карта"), что обеспечило возможность использования на территории нашей страны транспортных средств, зарегистрированных в ином государстве, чьи владельцы уже застраховали свою гражданскую ответственность в своей стране. В этих целях Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ были приняты необходимые изменения. Международное соглашение "Green Card" ("Зеленая карта") является наиболее известным из соглашений международных систем ОСАГО и объединяет большинство стран Европы и некоторые иные страны. Его подготовка была начата в 1949 г. и завершена в ноябре 1951 г., когда соглашение было одобрено. В настоящий момент в систему "Зеленой карты" входят 45 стран: все европейские страны, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. Соглашение "Зеленая карта" объединяет национальные бюро "Зеленой карты" каждого из государств в единую организацию - Совет страховых бюро.

Ответственность сторон по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Ни гл. 48 ГК РФ "Страхование", ни Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" практически не содержат в себе специальных правовых норм, посвященных ответственности сторон договора, и в первую очередь страховщика, иных механизмов гарантии прав страхователя, выгодоприобретателя при нарушении договорного обязательства. Однако первоначальная редакция Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (До вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" данный Закон назывался "О страховании"), действовавшая до 4 января 1998 г., предусматривала гл. II "Договор страхования", посвященную общим вопросам договора страхования, его общему понятию (ст. 15), условиям, правам и обязанностям сторон, особенностям прекращения обязательства и ответственности сторон. Одним из механизмов гарантии прав страхователя, обеспечивающих исполнение страхового обязательства, являлась установленная ст. 17 Закона неустойка в виде штрафа. Ее размер составлял 1% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки исполнения обязанности по выплате страхового возмещения.