Комментарий к главе 6 ФЗ N 177-ФЗ О страховании вкладов: Участие банков в системе страхования вкладов

 

Статья 43. Особенности постановки на учет в системе страхования вкладов банков, имеющих разрешение Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"). В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Согласно комментируемой статье банк, уже имевший лицензию на привлечение во вклады денежные средства физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц на день вступления комментируемого Закона в силу (т.е. имеющий соответствующую лицензию до 27 декабря 2003 г.), ставится на учет в ССВ на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения об этом банке. Банк ставится на учет путем внесения его в реестр банков. АСВ вносит банк в реестр на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения и о соответствии банка установленным требованиям. Внесение в реестр осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления. Вклады, внесенные в банк, считаются застрахованными со дня его постановки на учет в ССВ.

 

Статья 44. Требования к участию в системе страхования вкладов банков

 

1. Необходимо отметить, что комментируемый Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, дата первой официальной публикации - 27 декабря 2003 г. В соответствии с комментируемой статьей банк, уже имевший соответствующую лицензию на день вступления в силу Закона N 177-ФЗ (т.е. до 27.12.2003) или ходатайствовавший о выдаче разрешения на день вступления в силу Закона, допускался к участию, если соответствует следующим условиям:
1) если учет и отчетность банка признаются достоверными;
2) если банк выполняет обязательные нормативы, установленные ЦБ РФ;
3) если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;
4) если меры, предусмотренные ст. 74 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки.
Банк не может быть признан удовлетворяющим требованиям к участию в ССВ если:
1) с банка взыскивается штраф за нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации;
2) в банк направлено требование ЦБ РФ:
- об устранении выявленных нарушений;
- об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменений структуры ее активов;
- о замене руководителей кредитной организации;
- об осуществлении реорганизации кредитной организации;
3) ограничено проведение отдельных операций на срок до шести месяцев;
4) введен запрет на осуществление банком отдельных банковских операций на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначена временная администрация по управлению кредитной организацией;
6) изменены на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
7) введен запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
8) учредителям кредитной организации предложено предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Кроме того, банк не может быть признан удовлетворяющим требованиям к участию в ССВ, если есть основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ст. 20 Закона "О банках и банковской деятельности".
Также банк не может быть признан удовлетворяющим требованиям к участию в ССВ, если к нему применяются меры по предупреждению банкротства:
1) финансовое оздоровление кредитной организации. Под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке:
- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
- изменение организационной структуры кредитной организации;
- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
3) реорганизация кредитной организации. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях:
- если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
- если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
- если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов.
2. Ответственность за полноту, достоверность и правильность отчетных данных, а также своевременное представление отчетов в территориальные учреждения Банка России несут руководитель и главный бухгалтер кредитной организации и филиала кредитной организации. Банки обязаны предоставлять отчетность, соответствующую требованиям указания ЦБ РФ от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" и других нормативных актов.
Отчетность банка признается достоверной в случае, если одновременно учет и отчетность кредитной организации соответствуют федеральным законам, нормативным актам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике кредитной организации, а выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности не ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из группы показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости банка, при котором обобщающий результат по группе становится "неудовлетворительным". В случае выявления недостатков или ошибок в учете и отчетности банка в расчет групп показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости, Банком России вносятся необходимые корректировки.
3. Банк России устанавливает состав показателей, методики их расчета в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов. Финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по группам показателей с определением по каждой из них обобщающего результата "удовлетворительно" или "неудовлетворительно" и признается достаточной при наличии результата "удовлетворительно" по всем группам показателей.
Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:
1) группа показателей оценки капитала;
2) группа показателей оценки активов;
3) группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками;
4) группа показателей оценки доходности;
5) группа показателей оценки ликвидности;
6) соблюдение банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления.
В соответствии с комментируемым Законом для банков - участников ССВ, существуют 5 показателей, которые они должны соблюдать - показатель по активам, капиталу, доходности, ликвидности (количественные показатели) и норматив качества управления (транспарентность). Банк России должен был ввести запрет на принятие вкладов физических лиц, если банк нарушает хотя бы один из количественных показателей. В связи с кризисом 2008 - 2009 годов Банк России ввел мораторий на исключение банков из системы страхования вкладов (ССВ) за нарушение количественных показателей финансовой устойчивости, так как в этот период многие банки показали отрицательную доходность. Мораторий был введен с 1 января 2009 года и продлен до 1 июля 2011 и позволял банкам нарушать нормативы показателя доходности. К окончанию срока действия моратория Банк России принял решение не продлевать его и не отменять показатель доходности для участия в ССВ, а дополнить показатель доходности принципом существенности убытков. То есть Банк России может ввести запрет банкам, убытки которых нарушают норматив достаточности или абсолютного размера капитала в 180 млн. рублей через полгода или год.
Федеральным законом от 11.07.2011 N 171-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был изменен перечень критериев недостаточной финансовой устойчивости банков, оцениваемых в целях включения банка в систему страхования вкладов. Закон N 171-ФЗ признал утратившим силу требования комментируемого Закона о том, что финансовая устойчивость банка признается недостаточной для целей страхования вкладов, если банк имеет оценку "неудовлетворительно" по группе показателей оценки доходности, включающей показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом, на две отчетные квартальные даты подряд (п. 3 ч. 3.1 ст. 48 Закона N 177-ФЗ).
Таким образом, в системе страхования вкладов могут участвовать банки с низкой доходностью, до принятия этих изменений и окончания действия моратория недостаточная финансовая устойчивость в течение двух кварталов могла повлечь запрет на открытие вкладов физических лиц. Меры воздействия ЦБ РФ за несоблюдение какой-либо группы финансовых показателей будут применяться в зависимости от общей оценки финансового состояния банка, несоблюдение одной из групп показателей не влечет применение мер ЦБ РФ, если по другим группам показателей хорошие результаты.
Группа показателей оценки капитала включает показатели оценки достаточности капитала и качества капитала. Показатели оценки достаточности капитала состоят из показателя достаточности собственных средств (капитала) и показателя общей достаточности капитала. Показатель достаточности собственных средств (капитала) (ПК 1) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н1 "Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка" в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков". Показатель общей достаточности капитала (ПК 2) определяется как процентное отношение собственных средств (капитала) к активам банка, в объем которых не включаются активы, имеющие нулевой коэффициент риска. Показатель оценки качества капитала (ПК 3) определяется как процентное отношение дополнительного капитала к основному капиталу. Обобщающий результат по группе показателей оценки капитала (РГК) представляет собой среднее взвешенное значение показателей и рассчитывается согласно указанию от 16 января 2004 г. N 1379-У.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки капитала признается удовлетворительной в случае, если значение РГК меньше либо равно 2,3 балла.
Группа показателей оценки активов включает показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам. Показатели качества задолженности по ссудам и иным активам состоят из показателя качества ссуд, показателя качества активов и показателя доли просроченных ссуд. Показатель качества ссуд (ПА 1) представляет собой удельный вес безнадежных ссуд в общем объеме ссуд. Показатель качества активов (ПА 2) определяется как процентное отношение непокрытых резервами активов, резервы под которые составляют более 20 процентов, к собственным средствам (капиталу). Показатель доли просроченных ссуд (ПА 3) представляет собой удельный вес просроченных ссуд в общем объеме ссуд. Показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам (ПА 4) определяется как процентное отношение фактически сформированного резерва на возможные потери по ссудам к общему объему ссуд. Показатели степени концентрации рисков по активам состоят из показателя концентрации крупных кредитных рисков, показателя концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) и показателя концентрации кредитных рисков на инсайдеров. Показатель концентрации крупных кредитных рисков (ПА 5) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н7 "Максимальный размер крупных кредитных рисков" в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 110-И. Показатель концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) (ПА 6) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н9.1 "Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)". Показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров (ПА 7) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н10.1 "Совокупная величина риска по инсайдерам банка".
Обобщающий результат по группе показателей оценки активов (РГА) представляет собой среднее взвешенное значение показателей, а финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки активов признается удовлетворительной в случае, если значение РГА меньше либо равно 2,3 балла.
Группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками включает показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Показатели прозрачности структуры собственности состоят из следующих показателей:
- достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России (ПУ 1);
- доступность информации о лицах, оказывающих прямое или косвенное (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ПУ 2);
- значительность влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ 3).
Показатель организации системы управления рисками (ПУ 4) и показатель организации службы внутреннего контроля (ПУ 5) определяется на основании оценки ответов на вопросы в приложениях 4 и 5 к указанию от 16 января 2004 г. N 1379-У.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками признается удовлетворительной в случае, если оценка каждого из показателей прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля меньше либо равна 2,3 балла.
Группа показателей оценки доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом. Показатели рентабельности активов и капитала состоят из показателя рентабельности активов и показателя рентабельности капитала. Показатель рентабельности активов (ПД 1) определяется как процентное отношение (в процентах годовых) финансового результата к средней величине активов. Для целей оценки показателей группы показателей оценки доходности Комитет банковского надзора Банка России на основании ходатайства территориального учреждения Банка России, подготовленного по результатам рассмотрения соответствующего обращения банка, вправе принять решение об определении финансового результата банка (ФР) без учета:
- расходов (убытков), обусловленных развитием бизнеса;
- расходов (убытков), явившихся причиной для возникновения оснований (одного из оснований) для осуществления мер по финансовому оздоровлению банка.
Для расчета финансового результата банка (ФР) убыток прошлого года уменьшается на величину денежных средств, направленных на его покрытие по решению общего годового собрания учредителей (участников) банка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Показатель рентабельности капитала (ПД 2) определяется как процентное (в процентах годовых) отношение финансового результата к средней величине капитала.
Показатели структуры доходов и расходов состоят из показателя структуры доходов и показателя структуры расходов. Показатель структуры доходов (ПД 3) определяется как процентное отношение чистых доходов от разовых операций к финансовому результату. Показатель структуры расходов (ПД 4) определяется как процентное отношение административно-управленческих расходов к чистым доходам (расходам). Показатели доходности отдельных видов операций и банка в целом состоят из показателей чистой процентной маржи и чистого спреда от кредитных операций. Показатель чистой процентной маржи (ПД 5) определяется как процентное отношение (в процентах годовых) чистого процентного дохода к средней величине активов. Показатель чистого спреда от кредитных операций (ПД 6) определяется как разница между процентными (в процентах годовых) отношениями процентных доходов по ссудам к средней величине ссуд и процентных расходов к средней величине обязательств, генерирующих процентные выплаты. Показатели группы показателей оценки доходности - ПД 1, ПД 2, ПД 3, ПД 4, ПД 5, ПД 6 - рассчитываются по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября по методу средней взвешенной.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки доходности признается удовлетворительной в случае, если значение РГД меньше либо равно 2,3 балла.
Группа показателей оценки ликвидности включает показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков. Показатели ликвидности активов состоят из показателя соотношения высоколиквидных активов и привлеченных средств, показателя мгновенной ликвидности и показателя текущей ликвидности. Показатель соотношения высоколиквидных активов и привлеченных средств (ПЛ 1) определяется как процентное отношение высоколиквидных активов к привлеченным средствам. Показатель мгновенной ликвидности (ПЛ 2) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н2 "Норматив мгновенной ликвидности банка" в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 110-И. Показатель текущей ликвидности (ПЛ 3) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н3 "Норматив текущей ликвидности банка".
Показатели ликвидности и структуры обязательств состоят из показателя структуры привлеченных средств, показателя зависимости от межбанковского рынка, показателя риска собственных вексельных обязательств и показателя небанковских ссуд. Показатель структуры привлеченных средств (ПЛ 4) определяется как процентное отношение обязательств до востребования и привлеченных средств. Показатель зависимости от межбанковского рынка (ПЛ 5) определяется как процентное отношение разницы привлеченных и размещенных межбанковских кредитов (депозитов) и привлеченных средств. Показатель риска собственных вексельных обязательств (ПЛ 6) определяется как процентное отношение суммы выпущенных банком векселей и банковских акцептов к собственным средствам (капиталу). Показатель небанковских ссуд (ПЛ 7) определяется как процентное отношение ссуд, предоставленных клиентам - некредитным организациям, и остатков средств на счетах клиентов - некредитных организаций.
Показатели общей ликвидности банка состоят из показателя усреднения обязательных резервов и показателя обязательных резервов. Показатель усреднения обязательных резервов (ПЛ 8) характеризует отсутствие (наличие) у банка факта невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов.
Показатель обязательных резервов (ПЛ 9) характеризует отсутствие (наличие) у банка фактов неуплаченного недовзноса в обязательные резервы. Оценивается в календарных днях длительности неуплаты за месяц, предшествующий отчетной дате, на которую рассчитывались показатели финансовой устойчивости.
Показатель риска на крупных кредиторов и вкладчиков (ПЛ 10) определяется как процентное отношение суммы обязательств банка по кредиторам и вкладчикам, доля которых в совокупной величине всех обязательств банка составляет 10 и более процентов, к ликвидным активам.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки ликвидности признается удовлетворительной в случае, если значение РГЛ меньше либо равно 2,3 балла.
Соблюдение банком установленного порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления. Банк признается обеспечивающим доступность информации об указанных лицах неограниченному кругу лиц, если на сайте банка в сети Интернет или в официальном представительстве Банка России в сети Интернет размещена следующая информация об указанных лицах:
- фамилия, имя, отчество, гражданство, место жительства (наименование города, населенного пункта) - для физических лиц;
- полное фирменное наименование и сокращенное фирменное наименование (при наличии); место нахождения (почтовый адрес), основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации в качестве юридического лица (дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - резиденте, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) - для юридических лиц.

 

Статья 45. Порядок вынесения Банком России заключения о соответствии банков, имеющих разрешение Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, требованиям к участию в системе страхования вкладов

 

В соответствии с комментируемой статьей банк, уже имевший лицензию ЦБ РФ на день вступления в силу Закона N 177-ФЗ и принявший решение об участии в ССВ, должен был в течение шести месяцев представить в Банк России ходатайство о соответствии требованиям к участию в ССВ. Положения части 1 комментируемой статьи распространялись на банки, которые принимали во вклады денежные средства физических лиц и имели лицензии на открытие и ведение банковских счетов физических лиц до вступления в силу комментируемого Закона. Банки, не имевшие данной лицензии на дату вступления в силу Закона N 177-ФЗ, могли обратиться в Банк России за ее получением в порядке, определенном федеральными законами и нормативным актом Банка России, устанавливающим порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.
16 января 2004 г. ЦБ РФ приняло Положение N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов". Данное положение подробно регламентировало процедуру подачи ходатайства и других вопросов, в том числе процедуру тематических инспекционных проверок. Указанием ЦБ РФ от 30 августа 2011 г. N 2682-У Положение N 248-П было отменено.
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ 2 апреля 2010 г. N 135-И "О Порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций должны быть представлены документы, предусмотренные главой 3 Инструкции N 135-И.
Банку, уже имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы дополнительные лицензии (лицензии на прием во вклады средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц).
Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации должна:
1) выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
2) не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
3) иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), соответствующую масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;
4) выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;
5) выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;
6) относиться к классификационной группе 1 или классификационной группе 2 в соответствии с указанием Банка России N 2005-У.
К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно - банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной. К группе 1 не могут быть отнесены банки при наличии хотя бы одного основания для отнесения к иной классификационной группе.
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется в том числе хотя бы одно из следующих оснований:
- капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;
- не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности за 6 и более операционных дней) в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте должна соответствовать требованиям ст. 44 комментируемого Закона. Банк, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, для расширения деятельности путем получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц должен иметь собственные средства (капитал) в размере, установленном ст. 36 Закона "О банках и банковской деятельности", а также раскрыть неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в банке проводится проверка в соответствии с комментируемой статьей.
Для получения лицензии, расширяющей деятельность, кредитная организация должна представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, следующие документы:
1) ходатайство за подписью уполномоченного лица;
2) опубликованный годовой отчет, подтвержденный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность (если эти документы ранее не представлялись в территориальное учреждение Банка России);
3) бизнес-план кредитной организации или в предусмотренных нормативными актами Банка России случаях изменения и дополнения к бизнес-плану;
4) подтверждения уполномоченных органов об отсутствии задолженности кредитной организации перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Кроме того, банк дополнительно представляет письменное подтверждение о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка. Раскрытие неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, осуществляется в порядке, установленном указанием Банка России N 1379-У.
Территориальное учреждение Банка России в течение девяноста календарных дней с момента получения документов рассматривает их и направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей деятельность. Заключение должно содержать:
- оценку бизнес-плана кредитной организации;
- сведения об имевших место проверках кредитной организации, проведенных территориальным учреждением Банка России за последние два года;
- информацию о выполнении кредитной организацией установленных требований и др.
Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, в срок, не превышающий шестидесяти календарных дней с даты получения заключения и документов. При необходимости Банк России вправе запросить у территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, иные документы, представленные кредитной организацией. В данном случае срок рассмотрения документов не продлевается. Банк России принимает решение о выдаче кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, при отсутствии оснований для отказа в выдаче, а также при наличии замечаний, не препятствующих принятию решения о выдаче лицензии.
Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, два экземпляра лицензии на осуществление банковских операций. Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган и информирует об этом Агентство по страхованию вкладов.
Территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения документов, при условии представления кредитной организацией всех экземпляров лицензий на осуществление банковских операций, на основании которых она действовала до расширения деятельности, направляет в кредитную организацию или выдает под расписку ее уполномоченному лицу первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций, полученной в связи с расширением деятельности. В случае принятия Банком России решения об отказе в выдаче кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) направляет в территориальное учреждение Банка России письмо, содержащее обоснование принятого решения. Территориальное учреждение Банка России письменно информирует кредитную организацию о принятом решении. При этом должно быть указано обоснование принятого решения.
Рассмотрение Банком России ходатайства состоит из следующих этапов:
1) предварительного анализа соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов;
2) тематической инспекционной проверки для оценки достоверности учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить методами дистанционного надзора;
3) заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев;
4) вынесения положительного или отрицательного заключения.
В процессе предварительного анализа определяется перечень вопросов, подлежащих тематической инспекционной проверке для оценки достоверности учета и отчетности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию и которые невозможно получить методами дистанционного надзора (тематическая инспекционная проверка). Перечень вопросов, подлежащих тематической инспекционной проверке, должен быть определен индивидуально для каждого банка в зависимости от результатов предварительного анализа и включен в задание на проверку. В процессе предварительного анализа территориальное учреждение Банка России может запрашивать у банка информацию, в том числе документы, о фактах, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию и которые невозможно получить методами дистанционного надзора. Комитет банковского надзора ЦБ РФ выносит положительное или отрицательное заключение на ходатайство.

 

Статья 46. Последствия отказа банка, имеющего разрешение Банка России на день вступления в силу настоящего Федерального закона, от участия в системе страхования вкладов

 

В соответствии с комментируемой статьей под отказом от участия в ССВ признается:
1) непредставление банком соответствующего ходатайства в течение шести месяцев со дня вступления в силу комментируемого Закона;
2) направление заявления об отказе от привлечения во вклады денежных средств физических лиц, открытия и ведения банковских счетов физических лиц.
Банк России при отказе банка от участия в ССВ был обязан:
1) по истечении 21 месяца со дня вступления в силу Закона N 177-ФЗ ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств и открытие банковских счетов физических лиц;
2) направить требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами с момента, когда банк признан отказавшимся от участия ССВ. Банки, которым было направлено данное требование Банка России в течение месяца должны были направить в ЦБ РФ ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
С дня направления данного ходатайства банки не имеют права привлекать во вклады денежные средства физических лиц, а также зачислять дополнительные денежные средства на счета по вкладам физических лиц, с которыми был заключен договор банковского вклада или договор банковского счета. Кроме того банки обязаны донести информацию о прекращении этого вида деятельности до клиентов путем размещения соответствующих объявлений в помещениях банка, где проводится обслуживание вкладчиков. Объявления с данной информацией должны быть размещены в день направления ходатайства в Банк России.
До дня введения запрета ЦБ РФ на привлечение во вклады денежных средств и открытие банковских счетов физических лиц договор с клиентом не подлежал расторжению, если сам владелец вклада (счета) не заявлял требования о его расторжении. Вновь поступившие денежные средства во вклад или на счет со дня введения ЦБ РФ данного запрета не зачислялись и подлежали возврату вкладчикам (исключение составляли проценты, которые начислялись на вклад по условиям договора). Денежные средства с вклада или счета выдавались вкладчикам либо перечислялись на другие счета того же физического лица в банк, ставший участником ССВ. В день введения запрета банки были обязаны известить об этом своих клиентов и прекратить заключать новые договоры банковского вклада или банковского счета.
В случае нарушений требований комментируемой статьи ЦБ РФ вправе применить к банку меры ответственности. Банк, отказавшийся от участия в ССВ, вправе через два года со дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. после 27 декабря 2005 г., ходатайствовать о выдаче разрешения ЦБ РФ или снятии запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц (ч. 8 ст. 48 Закона N 177-ФЗ).

 

Статья 47. Последствия вынесения Банком России отрицательного заключения

 

В соответствии с комментируемой статьей банк, имевший лицензию ЦБ РФ на прием денежных средств во вклады и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, с вступлением в силу комментируемого Закона признавался не соответствующим требованиям к участию в ССВ, если:
1) не предъявлял в ЦБ РФ повторное ходатайство в соответствии с ч. 6 - 8 ст. 45 комментируемого Закона;
2) ЦБ РФ вынес отрицательное заключение на повторное ходатайство банка и заявление об обжаловании отрицательного заключения.
Банк России в течение месяца после вынесения отрицательного заключения на повторное ходатайство банка или после истечения срока, в который банк должен был представить повторное ходатайство, или после принятия решения о неизменности отрицательного заключения по заявлению об обжаловании отрицательного заключения должен:
1) направить требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу по этому виду деятельности;
2) ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.
В этом случае банк, признанный ЦБ РФ не соответствующим требованиям к участию в ССВ по результатам проведенной повторной проверки или по истечении срока для направления повторного ходатайства, обязан в течение месяца со дня введения запрета направить в ЦБ РФ ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
При этом ранее заключенные договоры банковского вклада или банковского счета с физическими лицами (до дня введения запрета) не подлежали расторжению, кроме тех случаев, когда владелец вклада (счета) сам обратился с требованием о расторжении соответствующего договора. Со дня введения запрета новые поступления денежных средств во вклад или на счет не зачисляются и подлежат возврату клиентам этого банка (кроме начисленных процентов по договору за предшествующий период). Данные денежные средства возвращаются клиенту или по его заявлению могут быть перечислены на его счет, открытый в другом банке - участнике ССВ.
Банки, в отношении которых введен запрет ЦБ РФ обязаны известить об этом своих клиентов в помещениях банка, где обслуживаются вкладчики. Кроме того, банку запрещено заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада или счета, а в случае нарушения запрета ЦБ РФ к нему применяются меры ответственности. Так, например, осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

 

Статья 48. Последствия несоответствия банков, которые включены в реестр банков, требованиям к участию в системе страхования вкладов

 

Банки - участники ССВ должны соответствовать требованиям комментируемой статьи, а также требованиям, указанным в ст. 44 Закона N 177-ФЗ, не только на момент вхождения в ССВ, а в течение всего периода своей деятельности. В том случае, если банк в процессе своей работы перестает соответствовать заданным критериям, ЦБ РФ направляет ему требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами и вводит запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Банк России в рамках своих полномочий осуществляет надзор за соответствие банками установленным требованиям.
Банк - участник ССВ признается не соответствующим требованиям к дальнейшему участию в ССВ в том случае, если:
1) учет и отчетность банка признаются Банком России недостоверными в течение трех месяцев подряд. Отчетность банка признается ЦБ РФ недостоверной в соответствии с указанием ЦБ РФ от 17 сентября 2009 г. N 2293-У "О Порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных";
2) в течение шести месяцев подряд банк не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России (см. Инструкции Банка России N 110-И и N 124-И). Невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение данного месяца. К обязательным нормативам банков относятся:
- достаточность собственных средств (капитала) банка;
- ликвидность банков;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
- совокупная величина риска по инсайдерам банка;
- использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
- размер (лимит) открытых валютных позиций и др.;
3) финансовая устойчивость банка признается Банком России недостаточной.
Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей: группа показателей оценки капитала; группа показателей оценки активов; группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками; группа показателей оценки доходности; группа показателей оценки ликвидности.
Оценка экономического положения банков осуществляется территориальными учреждениями Банка России в соответствии с указанием ЦБ РФ N 2005-У без учета результатов оценки доходности, путем отнесения банка к одной из 5 классификационных групп. К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
- капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;
- не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности за 6 и более операционных дней) в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
- капитал, активы или ликвидность оцениваются как "сомнительные" либо доходность как "сомнительная" или "неудовлетворительная";
- структура собственности оценивается как непрозрачная;
- качество управления признается "сомнительным";
- не соблюдается 4 и более месяцев в течение последних 6 месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за 6 и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1));
- действуют ограничения или запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций или запрет на открытие филиалов.
К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
- капитал, активы или ликвидность оценены как "неудовлетворительные";
- качество управления оценивается как "неудовлетворительное";
- не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за 5 операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления или акционерами банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
- основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
- основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Классификация банков производится территориальными учреждениями Банка России не реже одного раза в квартал по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. Информация о классификации банков направляется территориальными учреждениями в Банк России (Департамент банковского регулирования и надзора). Территориальные учреждения Банка России осуществляют постоянный мониторинг экономического положения банка. В случае если оценка групп показателей изменяется по сравнению с ранее произведенной оценкой таким образом, что это может являться основанием для изменения оценки экономического положения банка (отнесения его к иной классификационной группе), то территориальное учреждение ЦБ РФ принимает решение об отнесении банка к иной классификационной группе;
4) в отношении банка непрерывно в течение трех месяцев действует одна из мер, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Финансовая устойчивость банка признается недостаточной, если:
1) банк имеет оценку "неудовлетворительно" по одной и той же группе показателей, указанных в п. 1, 2 и 5 ч. 4 ст. 44 комментируемого Закона на шесть отчетных месячных дат подряд или на две отчетные квартальные даты подряд;
2) имеет оценку "неудовлетворительно" по группе показателей, указанных в п. 3 и 6 ч. 4 ст. 44 комментируемого Закона, три месяца подряд.
Банк России обязан ввести банку запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в случае несоответствия банка требованиям к участию в ССВ по основаниям, указанным в комментируемой статье. Банк России может ввести банку запрет в случае выявления в деятельности банка угрозы интересам кредиторов и вкладчиков. Со дня введения запрета и до дня прекращения права банка на работу с вкладами или до дня отзыва у банка лицензии банк не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады или на банковские счета и заключать с физическими лицами новые договоры. Денежные средства, которые поступили во вклад или на счет, со дня введения запрета, кроме процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора, не зачисляются и подлежат возврату лицам или по заявлению клиента перечисляются на его счет, открытый в другом банке - участнике ССВ.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем введения запрета, банк обязан разместить во всех доступных для клиентов помещениях банка информацию о прекращении права на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и на банковские счета. Указанная информация может содержать:
- перечень операций, осуществление которых запрещено банку;
- дату, с которой Банком России введен запрет;
- указание на право владельца вклада (счета) не расторгать договор банковского вклада или договор банковского счета;
- указание на право владельца вклада счета обратиться в банк с требованием о расторжении договора.
Запрет вводится по решению Комитета банковского надзора ЦБ РФ, принятому по результатам рассмотрения ходатайства территориального учреждения Банка России. Предписание направляется банку в срок не позднее двух рабочих дней со дня принятия Комитетом банковского надзора решения о введении запрета. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ информирует АСВ о дате введения запрета.
Требование ЦБ РФ о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами направляется в банк территориальным учреждением ЦБ РФ, осуществляющим надзор за деятельностью этого банка. Банк на основании требования составляет ходатайство о прекращении права на работу с вкладами. Если банк не соответствует требованиям к участию в ССВ, Банк России вводит запрет на два года на прием вкладов населения, через два года банк вправе подать ходатайство о возобновлении лицензии.
Соответствие банка, включенного в реестр банков, требованиям к участию в ССВ определяется на основании результатов проверок либо при осуществлении документарного анализа отчетности банка, а также документально оформленных сведений, поступивших от банка. В случае, если установленные проверкой или при документарном анализе нарушения были устранены на момент выявления этих нарушений либо в ходе проверки, их выявившей, или устранены на момент рассмотрения ЦБ РФ вопроса о введении запрета, банк считается соответствующим требованиям для участия в ССВ.

 

Статья 49. Особенности возврата вкладов физических лиц в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, в системе страхования вкладов

 

Суммы по вкладу, превышающие размер страхового возмещения, выплачиваются вкладчику при субсидиарном участии Банка России в том случае, если ЦБ РФ участвует в капитале этого банка до 1 января 2007 г. Возвратность сумм по вкладу, превышающих выплаченное страховое возмещение, осуществляется только по договорам банковского вклада или договорам банковского счета, которые были заключены до 1 октября 2004 года, если в них не вносились изменения и дополнения после 30 сентября 2004 года. В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.

 

Статья 50. Имущественный взнос Российской Федерации

 

Формирование имущества АСВ при его создании осуществлялось за счет взноса Российской Федерации путем передачи ему средств, принадлежащих государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) было создано РФ в 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" для решения последствий финансового кризиса 1998 года. АРКО было создано как некоммерческая организация в форме государственной корпорации в целях реструктуризации кредитных организаций с нестабильным финансовым положением. Основной целью АРКО было восстановление и эффективное развитие банковской системы в РФ. К первостепенным задачам АРКО послекризисного периода относилось снятие социальной напряженности, вызванной неспособностью банков выполнить обязательства перед вкладчиками. В результате проведенных мероприятий (АРКО был реструктуризирован 21 банк) многие вкладчики получили обратно свои сбережения.
Под реструктуризацией кредитной организации в смысле Закона N 144-ФЗ понимался комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. Кредитная организация могла перейти под управление АРКО в случае, если достаточность ее капитала не превышала 2 процентов и она не удовлетворяла требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам или не исполняла обязанность по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на ее корреспондентских счетах.
АРКО было ликвидировано в 2004 г., и позже его функции перешли к АСВ. Имущественный вклад АРКО в АСВ составил 3 млрд. рублей (2 млрд. рублей в ФОСВ и 1 млрд. рублей на расходы по организации функционирования ССВ). Кроме того, на формирование ССВ направлялись и другие средства АРКО по мере их высвобождения в ходе ликвидации данной организации.

 

Статья 51. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментируемый Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 27 декабря 2003 г. Следует отметить, что Закон N 177-ФЗ в первую очередь решил важную социальную задачу - повысил уровень доверия к банкам, сформировал уверенность вкладчиков в возвратности своих вкладов и готовности вкладывать свои денежные средства в российские банки, несмотря на печальный опыт 1990-ых годов. В настоящее время это является особенно важным в условиях мирового финансового кризиса и нестабильности банковской системы, так как массовое изъятие вкладов может привести к краху даже крупные банки и подорвать в целом этот сектор экономики. Для России принятие Закона N 177-ФЗ имеет особое значение по ряду причин:
1) Закон способствовал оздоровлению банковской системы в целом, поскольку установил строгий контроль отбора банков в систему страхования вкладов и контроль за дальнейшей деятельностью банка;
2) повышение доверия к государству как гаранту банковской системы страны и кредитным организациям, в результате чего частные вкладчики без страха могут доверить свои денежные средства банкам, что в свою очередь повлечет дополнительный приток денежной массы;
3) в кризисной и посткризисной ситуации в России существует еще не достаточно много возможностей у вкладчиков сохранить свои денежные средства. Рынок ценных бумаг не пользуется у населения большой популярностью, что касается инвестиционных фондов, надо признать, что они отличаются повышенными рисками и не гарантируют сохранность вложенных в различные проекты инвестиций. В такой ситуации Закон о страховании вкладов дает частным вкладчикам банков определенные гарантии сохранения их денег.

 

Оглавление: Комментарий к Федеральному закону от 23.12.2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"