Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 34 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

 

1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, осуществляется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно указанному Закону иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. При этом в целях данного Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

На сегодняшний день единого документа, предусматривающего условия страховой защиты иностранных граждан на территории России, не принято, не содержит таких положений и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Однако отсутствие подобного акта отнюдь не умаляет правового положения указанных лиц, поскольку условия страхования определяются нормами соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды страхования. В частности, речь идет об обязательном страховании: медицинском, пенсионном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Федеральный закон об ОМС допускает отнесение к застрахованным лицам иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", при условии, что они относятся к одной их перечисленных в ст. 10 ФЗ об ОМС категорий (т.е. работают по трудовому договору, обучаются по очной форме обучения и т.д.).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 19) право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что определение понятий "постоянно проживающий" и "временно пребывающий" иностранный гражданин содержится в ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно данной статье к постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, получившие вид на жительство. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В настоящее время в сфере медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства и предоставления им медицинской помощи являются действующими (с учетом соответствующих изменений, произошедших в законодательстве): Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации"; Приказ Минздрава от 6 августа 1999 г. N 315 "О Минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации", а также ряд других документов.

В письме Минздравсоцразвития РФ от 26 января 2010 г. N 20-1/253427 содержатся исчерпывающие разъяснения о порядке обязательного медицинского страхования временно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, временно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на территории Российской Федерации по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, обязательному медицинскому страхованию не подлежат.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ временно находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов и соответственно подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" предусматривает, что постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис ОМС выдается без ограничения срока действия. Лицам, имеющим право на получение медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", полис выдается на срок пребывания, установленный в соответствующих документах. Временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание.

Письмо ФСС РФ от 6 февраля 2003 г. N 02-18/07-832 содержит разъяснения в отношении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" действие этого Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат помимо российских граждан также иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на территории Российской Федерации.

2. Отдельного внимания заслуживает вопрос пенсионного страхования иностранных лиц и лиц без гражданства, временно пребывающих и постоянно проживающих на территории России. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, при условии, что они попадают под одну из указанных в ст. 7 данного Закона категорию (например, работают по трудовому или гражданско-правовому договору и т.д.).

Страхователи, указанные в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.

Страхователи, указанные в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным Законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории РФ (см. также письмо УФНС по г. Москве от 31 мая 2010 г. N 16-15/055015@).

Рассмотрим еще одну ситуацию. Департамент организации администрирования страховых взносов... по вопросу обложения страховыми взносами вознаграждений в пользу гражданина Турецкой Республики, временно проживающего на территории Российской Федерации, выплачиваемых представительством ОАО "Тюрк Хава Йолдары", в письме Пенсионного фонда РФ от 7 июня 2011 г. N 30-26/6334 дал следующие разъяснения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства. Пунктом 15 ч. 1 ст. 9 названного Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для вышеуказанных лиц суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Исходя из содержания ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ следует, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов организациями в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, чем предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 декабря 1997 г. (далее - Соглашение) не установлено сотрудничество между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в области социального обеспечения (страхования).

Согласно статье 2 Соглашения положения данного международного договора Российской Федерации распространяются на уплату налога на прибыль предприятий и организаций и взимания подоходного налога с физических лиц в части избежания двойного налогообложения на территориях обоих государств - Договаривающихся Сторон.

Кроме того, ст. 15 Соглашения установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как самостоятельные индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, персональным целевым назначением которых является пенсионное обеспечение граждан, которые к налоговым платежам не относятся. Учитывая изложенное, положения вышеуказанного договора не распространяются на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Гражданин Турецкой Республики, имеющий статус временно проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации, подлежит обязательному пенсионному страхованию, и вознаграждения, выплачиваемые организацией в его пользу, являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Турецкой Республики.

3. Применительно к комментируемой статье следует отметить Соглашение от 19 ноября 2010 г. "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" (ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ), в ст. 11 которого предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Уместно рассмотреть в комментируемой статье также информацию ФСС РФ от 3 марта 2011 г., касающуюся вопроса о порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - решение) трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

На основании п. 3 решения все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающих на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Аналогичная норма содержится в ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенного 24 января 2006 г. в Санкт-Петербурге (далее - Договор). В соответствии с указанной статьей Договора пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

Вместе с тем согласно названному Договору, который является более поздним нормативным правовым актом, чем решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4, к застрахованным лицам в соответствии с ч. 1 ст. 2 Договора относятся лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющиеся их гражданами. При этом в соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 1 Договора "место жительство (проживание)": в Российской Федерации - место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации; в Республике Беларусь - постоянное место жительства на законных основаниях на территории Республике Беларусь.

Из изложенного следует, что право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации. Учитывая нормы, установленные Договором, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют право на пособия по временной нетрудоспособности.

 

Оглавление: Об организации страхового дела в РФ