Лицензирование в страховании: Квалификационные и иные требования

 

Комментарий к статье 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Квалификационные и иные требования

 

1. Наряду с общими требованиями, предъявляемыми действующим законодательством, в первую очередь ГК РФ, к тем или иным субъектам, осуществляющим страховую деятельность, комментируемый Закон предусматривает специальные требования. Однако эти требования устанавливаются не к самому страховщику, а преимущественно к его руководящим органам и должностным лицам. Рассмотрим их подробнее.
По общему правилу для страховщика, который может выступать как в форме юридического лица, так и являться индивидуальным предпринимателем (п. 1 комментируемой статьи), достаточным является наличие экономического или иного финансового образования, т.е. специального образования в сфере осуществляемой деятельности, что позволяет указанным лицам осуществлять контроль за деятельностью страховщика и координировать его правовое положение на рынке.
Факт наличия специального образования подтверждается соответствующим документом, поскольку речь идет о высшем образовании, то таким документом выступает диплом государственного образца.

Положения настоящей статьи не предусматривают необходимость получения образования в государственном учебном заведении, что позволяет привлечь к данному виду деятельности широкий спектр специалистов, получивших необходимое образование в негосударственных образовательных учреждениях, а также в иных аналогичных заведениях. Однако, предоставляя существенную свободу выбору, Закон между тем отражает одну существенную особенность такого образования - оно должно быть подтверждено документом, признаваемым в Российской Федерации, т.е. фактически речь идет о наличии диплома государственного образца, который выдают различные учебные учреждения, прошедшие аккредитацию, предусмотренную действующим законодательством для учебных заведений соответствующего профиля и уровня.

Указанные требования являются общими и для руководителя страховой организации (за исключением обществ взаимного страхования) или страхового брокера, и для главного бухгалтера указанных субъектов.

В отношении применения норм п. 1 комментируемой статьи на практике возникли вопросы: "Отвечает ли квалификационным требованиям руководитель, имеющий неполное высшее финансовое или экономическое образование и проходящий в данное время профильное обучение? Достаточным ли будет руководителям страховых организаций, имеющим высшее образование (не экономическое и не финансовое), пройти обучение по программе переподготовки (повышения квалификации) по направлению "Бухгалтерский учет и налогообложение"? В частности, данный курс предложен институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов, рассчитан более чем на 500 часов и дает право занимать соответствующие должности?".

Министерством финансов на данные вопросы был дан следующий ответ. Наличие высшего экономического или финансового образования подтверждается исключительно дипломом о соответствующем высшем экономическом или финансовом образовании, а также дипломом кандидата экономических наук (см. письмо Минфина РФ от 4 марта 2004 г. N 24-00/КП-44).

Наряду с требованием о наличии специального высшего образования, Закон указывает и на необходимость наличия специального стажа - не менее двух лет. В отношении руководителя страховщика достаточным является двухлетний стаж в сфере страхования или финансов, независимо от занимаемой им должности. Однако представляется целесообразным применение указанного требования в сочетании с требованиями к должностям. Так, например, работа страховым агентом даже на протяжении более длительного периода не позволит лицу в полной мере оценить деятельность страховой организации и получить необходимые знания и навыки. В этой связи представляется закономерным признание стажа достаточным при условии замещения руководящих должностей или должностей специалистов в сфере экономики или финансов, поскольку именно данные категории должностей позволяют приобрести необходимые знания о порядке осуществления руководства страховой деятельностью и особенностях соответствующего сегмента рынка, что, в свою очередь, способствует эффективному управлению страховой компанией и достижению целей создания юридического лица.

2. Применительно к главному бухгалтеру (п. 2 комментируемой статьи) квалификационные требования более конкретны и предусматривают необходимость наличия не менее чем двухлетнего стажа профессиональной деятельности, но при условии его получения в рамках иной аналогичной компании. Таким образом, Закон определяет в качестве специального стажа главного бухгалтера лишь период его трудовой деятельности в страховой, перестраховочной или брокерской организации, причем указанные юридические лица должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность в иностранных или зарубежных страховых компаниях не позволяет рассматривать ее в качестве необходимого специального стажа для назначения на должность главного бухгалтера страховщика, что связано с особенностями ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности по действующему российскому законодательству. Однако введение МСФО указывает на установление единых требований к порядку ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в рамках мирового сообщества, что позволит приравнивать к специальному стажу и деятельность в иностранных и зарубежных страховых компаниях.

3. Из числа общих предписаний исключены общества взаимного страхования, что предполагает установление в отношении их руководителей и главных бухгалтеров специальных квалификационных требований (п. п. 1.1 и 2.1 комментируемой статьи). Однако положения настоящей статьи устанавливают общие требования в части наличия высшего образования указанных должностных лиц. Особенности их правового положения определяются посредством конкретизации требований к специальному стажу профессиональной деятельности руководителя такого общества. Если в отношении руководителей иных страховщиков необходимым и достаточным является наличие двухлетнего стажа в сфере страхового дела или финансов, то в отношении руководителей обществ взаимного страхования такой стаж должен быть получен исключительно в сфере страхования: в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Квалификационные требования к кандидатам на должность главного бухгалтера общества взаимного страхования, несмотря на их выделение в качестве самостоятельной правовой нормы, регламентированной п. 2.1 настоящей статьи являются общими и связаны лишь с опытом работы в сфере бухгалтерского учета, финансов и т.п., т.е. знаний и навыков, которые позволят такому субъекту надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности в качестве главного бухгалтера.

4. Еще одним квалификационным требованием, предъявляемым к руководителю и главному бухгалтеру страховщика, является "ценз оседлости", установленный п. 5 комментируемой статьи. Закон предусматривает, что указанные лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации, не регламентируя при этом период постоянного проживания. Таким образом, для назначения на должность руководителя или главного бухгалтера субъекта страхового дела на момент такого назначения гражданин должен иметь регистрацию по месту жительства на территории государства. Однако территориальный характер деятельности страховщика свидетельствует о том, что указанные требования нуждаются в конкретизации: должностные лица для эффективной реализации своих должностных полномочий должны проживать не только на территории государства, но и на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, на которой осуществляет свою деятельность субъект страхового дела.

5. В качестве специального субъекта, в отношении которого Закон предусматривает особые квалификационные требования, выступает и страховой актуарий - специалист по страховой математике, владеющий теорией актуарных расчетов. Страховой актуарий занимается разработкой методологии и исчислением страховых тарифов, расчетами, связанными с образованием резерва страховых взносов по долгосрочным видам страхования, определением размеров выкупных и редуцированных страховых сумм, а также ссуд по договорам страхования жизни и пенсий. Особенности его профессиональной деятельности предполагают необходимость наличия специальных знаний в соответствующей области деятельности, которые реализуются в рамках предписаний п. 4 комментируемой статьи.

В качестве страхового актуария может выступать лишь лицо, обладающее специальным образованием и сдавшее квалификационный экзамен на соответствующую должность. В качестве необходимого и достаточного образования для осуществления деятельности страхового актуария Закон предусматривает высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом, признаваемым в Российской Федерации. При наличии такого образования закон допускает субъекта к сдаче экзамена по получение квалификационного аттестата страхового актуария. Лишь факт получения указанного сертификата свидетельствует о возможности осуществления указанного вида деятельности. Наличие специального образования без получения квалификационного аттестата такого права субъекту не дает.

Установление специальных квалификационных требований в отношении руководящих должностных лиц страховщика, а также отдельных специалистов направлено на формирование качественного аппарата управления субъектом страхового дела, который способен осуществлять эффективное управление его деятельностью.

 

Оглавление: Об организации страхового дела в РФ



Автострахование

Личное страхование

Страхование имущества

Страхование ответственности