Деятельность страховых брокеров и агентов: европейские стандарты

 

Вступление России в ВТО спровоцирует усиление конкуренции на российском страховом рынке. В уязвимом положении окажутся отечественные страховые брокеры и агенты. Решить проблему помогут изучение европейского опыта и пересмотр законодательных норм.

 

Ошибки права

Развитие института страховых брокеров в России требует существенного пересмотра действующего законодательства.

Среди правовых недостатков можно назвать необоснованное ограничение, установленное Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", на выполнение брокером функций страхового агента. Страховые брокеры, действуя в интересах страхователей, могут обеспечивать значительную часть продаж страховым компаниям, но при этом последние имеют право ничего не платить брокерам.

Для сравнения: в Европе практически не встречается запрета на получение брокерами комиссии от страховщиков, исключение составляют лишь Финляндия и Дания. Возникающая при этом проблема морального риска, когда, с одной стороны, брокер должен представлять интересы страхователя, а с другой - получать деньги от страховщика, решается за счет прозрачности деятельности страховых и перестраховочных брокеров, доступности для страхователя информации о структуре и размере брокерского вознаграждения, получаемого от страховщика.

Второй важной проблемой является незащищенность страховых посредников по отношению к страховым компаниям. Довольно часто можно наблюдать картину, когда при возобновлении договоров страхования страховщик вступает в непосредственное взаимодействие со страхователем, отказывая посреднику в выплате причитающегося ему вознаграждения или пытаясь значительно снизить его.

Сдерживающим моментом в развитии компаний страховых брокеров также является неэффективный режим налогообложения операций страховых посредников. Согласно НК РФ страховые посредники обязаны уплачивать с комиссионного вознаграждения налог на добавленную стоимость, в то время как страховщики освобождены от уплаты налога со страховой премии, в том числе с той ее части, которая предназначена для выплаты комиссионного вознаграждения, что ставит в неравные условия участников страхового рынка.

Сегодня большинство потенциальных страхователей не воспринимают страховых посредников как профессионалов, которые могут оказать квалифицированную помощь при выборе страховщика или страхового продукта. Для повышения профессионального уровня страховых посредников необходима система стандартов и профессиональной подготовки таких специалистов.

При разработке методов решения существующих проблем, на мой взгляд, стоит обратиться к изучению опыта функционирования посреднической деятельности в европейских странах.

 

Европейская Директива

Деятельность страховых и перестраховочных посредников в Европейском Союзе регулируется Директивой от 9 декабря 2002 г. N 2002/92/ЕС "О страховых посредниках" (введена в действие в каждой стране ЕС до 15 января 2005 г.).

Основными положениями Директивы являются: регистрация посредников, профессиональные требования, содержание методов и целей надзора.

 

Регистрация посредников

Директивой предусмотрены обязательная регистрация посредников и занесение их в реестр, который ведется уполномоченным государственным органом. В реестре указываются фамилии руководителей юридического лица, ведущего посредническую деятельность, страны, в которых посредник ведет бизнес через создание предприятия или прямым предоставлением услуг на всей территории.

 

Требования к знаниям и навыкам

Директива устанавливает минимальные профессиональные требования, но государства - члены ЕС могут вводить дополнительные правила. Государства - члены ЕС должны определить, что считается достаточным уровнем знаний и способностей для страховых и перестраховочных посредников.

На органы страхового надзора возлагаются функции контроля за профессиональной подготовкой и повышением квалификации посредников. Они утверждают программы учебных курсов, квалификационные требования, порядок проведения экзаменов и пр. Наиболее строго контролируется профессиональный уровень брокеров - физических лиц и руководителей брокерских организаций; наименьшие требования предъявляются к агентам, работающим по совместительству.

 

Требования к репутации

Поскольку посредники занимают положение доверенного лица страхователя и могут держать у себя средства клиента, они должны иметь положительную репутацию. Посредники не могут иметь судимость в сфере экономических преступлений.

 

Требования к страхованию профессиональной ответственности

Страховые и перестраховочные посредники должны обладать достаточными финансовыми средствами для выплаты компенсаций пострадавшим в результате своей небрежности.

 

Требования в отношении срока действия регистрации

Государства - члены ЕС могут создавать несколько реестров для страховых и перестраховочных посредников, но в этом случае они должны обеспечить быстрый доступ к информации, содержащейся в этих реестрах, и установить в них критерии классификации посредников.

Прежде чем зарегистрировать посредника, уполномоченный орган должен убедиться, что все условия профессиональных требований выполнены: он обладает нужным уровнем знаний, у него хорошая репутация, он застраховал свою профессиональную ответственность и сохранность денежных средств, полученных от клиентов или от страховых компаний.

Орган надзора также обеспечивает контроль за тем, чтобы страховые организации пользовались страховыми и перестраховочными посредническими услугами только зарегистрированных страховых и перестраховочных посредников и лиц, которые продают страхование в качестве дополнения к поставляемым ими продукту или услугам. В противном случае регулятор вправе применять соответствующие санкции.

Что касается режима налогообложения, то в ЕС финансовый сектор освобожден от уплаты НДС, включая страховщиков, перестраховщиков и связанных со страховым сектором посредников - страховых брокеров и агентов.

В настоящий момент в ЕС готовится проект изменения Директивы N 2002/92/ЕС - процесс, известный как IMD II, начало которому было положено в 2009 г. на волне мирового финансового кризиса. Основным направлением реформы станет расширение объема информации, предоставляемой страховым посредником страхователю. Обсуждаются характер и сумма вознаграждения, получаемого первым при заключении договора страхования, форма предоставления такой информации (обязательная/по запросу) и процесс урегулирования конфликтов между сторонами договора страхового посредничества.

 

Жизнь в ВТО

Протокол присоединения России к ВТО не предусматривает значительных изменений в правилах, существующих в настоящее время в отношении страховых брокеров и страховых агентов у нас в стране. По-прежнему требуется создание российского юридического лица и не допускается посредническая деятельность в целях заключения договоров страхования с иностранными страховщиками. Исключением являются договоры страхования рисков, связанных с международными перевозками, и договоры перестрахования.

На российском рынке уже работают крупнейшие иностранные страховые брокеры (AON, EOS Risq, Cooper Gay, Marsh, MAI, Willis), которые зарегистрировали российские юридические лица или имеют представительства (Colemont, JLT, Glencairn и др.).

Как правило, иностранные брокеры, которые выходят на российский рынок, обладают лучшими финансовыми возможностями, чем отечественные компании, и профессиональный уровень иностранцев значительно превосходит уровень их российских коллег. Для того чтобы успешно конкурировать с иностранцами, российские страховые брокеры должны будут вырасти профессионально.

Для этого в страховом законодательстве должны быть четко определены функции страхового брокера и страхового агента. В настоящее время оба могут получать вознаграждение от страховщика, представлять интересы нескольких страховщиков. Подобные действия приводят к конфликту интересов.

В соответствии с установками проектируемой европейской Директивы-2 по страховым посредникам, а также на основании рекомендаций Международной Ассоциации Страховых Надзоров, которые не требуют законодательного разделения посредников на брокеров и агентов, целесообразно ввести в российское законодательство разграничение между независимыми и зависимыми страховыми посредниками. Независимые страховые посредники (с учетом действующего законодательства РФ к ним может быть применено название "страховые брокеры") не должны быть "привязаны" только к страхователям или только к страховщикам. Их деятельность должна осуществляться на основании государственных лицензий, а также в соответствии со стандартами ведения бизнеса, устанавливаемыми СРО. Другой группой станут зависимые страховые посредники (с учетом действующего законодательства РФ к ним может быть применено название "страховые агенты"), представляющие только одного страховщика, который будет нести полную ответственность за их деятельность.

В отношении агентов мне кажется целесообразным введение регистрации и единого реестра: страховщики и все заинтересованные лица должны иметь подтверждение, что человек, занимающийся продажей полисов, действительно является агентом. Необходимо ввести институт профессиональной аттестации агента. Кроме того, требует решения вопрос ответственности за недобросовестное поведение агента (возможно, путем введения ответственности страховщика, на которого агент работает).

Полагаю, следует принять отдельный закон о страховых посредниках, как это сделано в большинстве стран с развитым страховым рынком.

Для стимулирования деятельности страховых посредников необходимо снять все необоснованные ограничения на деятельность брокеров, в частности отменить запрет на исполнение брокерами функций агентов. Данное предложение связано не только с возможностью получать вознаграждение от страховщика, но и с разрешением брокеру исполнять ряд важных функций, связанных со страхованием, таких как страховой андеррайтинг, управление процессом урегулирования убытков, администрирование полисов и осуществление расчетов, которые широко представлены в деятельности брокеров на рынках ЕС. В рамках действующего российского гражданского законодательства страховой брокер сможет выполнять большинство из этих функций, действуя лишь на основании договора агентирования.

В целях дальнейшего развития института страховых брокеров следует исключить деятельность страховых посредников из сферы применения НДС, предоставить страховым посредникам возможность для целей налогообложения исчислять доходы исходя из фактического поступления денежных средств, а не методом начисления.

Для защиты страховых брокеров от недобросовестных страховщиков нужно признать положение о праве собственности страховых посредников на создаваемую ими клиентскую базу существенным условием договора, заключаемого страховщиками со страховыми посредниками, и внести соответствующие изменения в законодательство.

Полезным будет введение для страхового брокера обязанности заключать договор страхования своей гражданской ответственности с суммарным лимитом ответственности не менее 60 млн руб. и лимитом по одному страховому случаю не менее 40 млн руб., - подобное правило действует в европейских странах.

Необходимо также разработать и принять стандарты страховой брокерской деятельности - кодекс этики страхового брокера и стандарты раскрытия информации о его коммерческой деятельности. 

Октябрь 2013 г.