Действие лицензии

 

Комментарий к статье 32.5 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Действие лицензии

 

1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществление страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила. Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, наряду с самим страховщиком - юридическим лицом, применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами и не имеют собственного правового статуса, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией. Особенности получения лицензий дочерними, зависимыми компаниями, а также иными субъектами, в том числе обществами взаимного страхования, составляют предмет правового регулирования специальных норм настоящего Закона и рассматривается в рамках комментария к указанным правовым предписаниям.

Лицензия представляет собой разрешение органа государственной власти на осуществление отдельных видов деятельности, в данном случае страхования. Такие разрешения могут быть классифицированы по сроку и периоду их действия на постоянные и временные.
По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя на практике все чаще встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществление страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии обстоятельств для ее аннулирования.

Положения настоящего Закона могут предусматривать иные, отличные от общих правила, в том числе и в части определения срока действия лицензии, что позволяет говорить о временном характере такого разрешения. Так, например, Приказом Федеральной службы страхового надзора от 7 февраля 2011 г. N 53 "О выдаче временной лицензии на осуществление дополнительных видов страхования ООО "Страховой центр "СПУТНИК" выдана временная лицензия сроком на 3 года на осуществление дополнительных видов страхования - страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), грузов, средств воздушного транспорта и гражданской ответственности их владельцев.

2. Случаи выдачи временной лицензии определяются настоящим Законом. В частности, перечень таких случаев регламентирован п. 2 настоящей статьи. К ним относятся:

  • заявление страховщика о намерении осуществлять отдельные виды страхования в течение определенного периода времени. Лицензия в данном случае выдается на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
  • отсутствие информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. Лицензия в таких ситуациях выдается на срок от одного года до трех лет.

Закон может устанавливать и иные случаи выдачи временной лицензии. По общему правилу срок действия такой лицензии не превышает трех лет. Однако на практике зачастую срок действия временной лицензии в значительной степени превышает установленный предел. Подобная ситуация обусловлена предписаниями п. 3 настоящей статьи, которая устанавливает возможность продления срока действия лицензии, т.е. сохранение возможности осуществления указанных в ней видов деятельности на протяжении нового срока, на который выдавалась лицензия. Срок продления лицензии по общему правилу приравнивается к первичному сроку ее действия. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены в отдельных случаях действующим законодательством, причем в данном случае закон относит решение этого вопроса исключительно к компетенции страхового законодательства.

3. Независимо от характера и срока действия лицензии ее действие начинается с момента получения разрешения соискателем, т.е. с момента ее фактической передачи страховщику. Таким образом, в качестве юридического факта, порождающего возможность осуществления страховой деятельности, выступает специальный страховой состав, включающий в себя: решение уполномоченного органа о выдаче лицензии индивидуально определенному страховщику, а также получение лицензии ее соискателем. Отсутствие хотя бы одного из элементов юридического состава не порождает права на осуществление страховой деятельности, несмотря на то, что закон непосредственно связывает такую возможность именно с фактом выдачи лицензии страховщику.

Положения настоящей статьи регламентируют и специальные основания прекращения действия временной лицензии, которые фактически являются дублированием общих предписаний закона, поскольку воспроизводят общие основания. Так, предусмотренное п. 3 настоящей статьи основание отказа в продлении срока действия лицензии является общим основанием отказа в выдаче лицензии. Однако состав таких оснований в данном случае является усеченным, поскольку отражает лишь одно положение - установление нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, совершенного в период действия лицензии, которое не устранено в установленный срок. Указанное положение является лишь одним из требований в системе предписаний соблюдения принципа законности в деятельности страховщиков. Однако сущность указанного основания свидетельствует о его комплексном характере, который позволяет в рамках одного требования объединить несколько оснований, поскольку все они связаны с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. В этой связи ключевым в применении на практике указанного положения является факт неустранения или несвоевременного устранения выявленного нарушения, т.е. сознательное допущение нарушения субъектом страхового дела. Поскольку такой субъект не соблюдает требования действующего законодательства, он не может осуществлять страховую деятельность, т.к. ее реализация будет противоправной. В этой связи Федеральная служба по финансовым рынкам обязана отказать в продлении срока действия лицензии. Однако ничто не мешает субъекту после устранения выявленного нарушения и приведения в соответствие с требованиями законодательства деятельности такого субъекта обратиться за выдачей как временной, так и постоянной лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

4. Наряду с отказом в продлении срока действия лицензии Закон предусматривает и возможность прекращения ее действия. Основания прекращения лицензии напрямую зависят от вида лицензии: постоянная или временная. Так, наиболее распространенным основанием прекращения действия временного разрешения является истечение срока, на который выдавалась лицензия. Однако наряду с этим положением страховщик может в добровольном порядке отказаться от лицензии, например, в случае прекращения страховой деятельности, лицензия может быть аннулирована решением органа государственной власти и т.п. Особенностью предписаний настоящей статьи выступает их фрагментарность. Так, в качестве единственного основания прекращения действия лицензии п. 4 предусматривает прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также ликвидация и реорганизация юридического лица. Таким образом, прекращение действия лицензии всегда связывается с утратой субъектом страхового дела дееспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Утрата возможности осуществления предпринимательской деятельности влечет за собой и невозможность использования лицензии на осуществление обязательного или добровольного страхования, т.е. влечет прекращение ее действия.
Однако в случае реорганизации юридического лица отдельные субъекты сохраняют свою правосубъектность. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Слияние - это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо, т.е. ранее существовавшие субъекты утрачивают свой статус, а соответственно, и лицензию на осуществление страховой деятельности. Образованное на их основе юридическое лицо вправе обратиться за выдачей лицензии на данный вид деятельности в общем порядке.

Разделение - это прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на два новых юридических лица, которые получаются в результате реорганизации. При реорганизации разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При этом в разделительном балансе при реорганизации путем разделения должно указываться, в какой степени каждое вновь создаваемое юридическое лицо принимает обязанности и права, а также долги и обязательства предприятия, которое существовало до реорганизации путем разделения. Несмотря на указанное правопреемство, лицензия реорганизованного субъекта не может быть передана ни одному из вновь образованных, в связи с чем она прекращает свое действие в силу отсутствия субъекта, которому она была выдана, поскольку лицензия является именным документом и не подлежит передаче третьим лицам.

Реорганизация в форме преобразования - преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, субъект, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности, прекращает свое юридическое существование, что влечет за собой и прекращение действия лицензии ввиду отсутствия субъекта, которому она была выдана.

Исключение из общего правила составляют две формы реорганизации юридических лиц, которые сохраняют правосубъектность одного из реорганизуемых юридических лиц: присоединение и выделение. На их исключительный характер прямо указывают предписания настоящей статьи.

Реорганизация в форме присоединения - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, общество к которому присоединяются реорганизуемые юридические лица, сохраняет свою правосубъектность в полном объеме. При использовании данной формы реорганизации следует учитывать, что лицензия на осуществление страховой деятельности сохраняет свое действие лишь в случае, если она была выдана субъекту, к которому осуществляется присоединение. Если же лицензия выдавалась присоединяемому субъекту, то она прекращает свое действия, несмотря на то, что ГК РФ прямо предусматривает переход всех прав и обязанностей к правопреемнику.

Сохранение действия лицензии реорганизованного в порядке присоединения юридического лица возможно лишь при условии его соответствия требованиям действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. Так, например, если в процессе реорганизации страховщик присоединяется в обществу с ограниченной ответственностью, созданному в общем порядке и осуществляющему иные виды деятельности, сохранение действия лицензии невозможно, т.к. такой субъект не соответствует требования настоящего Закона: не имеет необходимого уставного капитала, иных гарантий финансовой устойчивости и т.п. В подобной ситуации субъект утрачивает право на осуществление страховой деятельности, а лицензия прекращает свое действие с момента прекращения юридического лица, которому она была выдана. Если же производится присоединение одного страховщика к другому, осуществляющему аналогичные виды страхования, то действие лицензии может быть сохранено при условии соответствия иным требованиям Закона.

Поскольку лицензия является именным документом, в процессе реорганизации свидетельствует о внесении изменений в основные сведения о юридическом лице, например, наименование и т.п., то указанные изменения должны быть своевременно внесены в лицензию в целях установления соответствия документа и субъекта, его использующего. В этой связи Закон обязывает Федеральную службу по финансовым рынкам произвести замену бланка лицензии, одновременно внеся в него все необходимые изменения. Однако на практике такая замена производится лишь после завершения процедуры реорганизации юридического лица и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Активная роль в данном процессе принадлежит соискателю лицензии.

Реорганизация в форме выделения представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. В данном случае действие лицензии сохраняется только в случае, если она выдавалась юридическому лицу, из состава которого производится выделение. Выделяемый субъект в силу того, что он приобретает статус юридического лица лишь с момента государственной регистрации выделения, не может обладать лицензий. Поскольку ранее он не имел возможности обратиться в уполномоченный государственный орган за ее выдачей.

Положения настоящей статьи направлены на установление и нормативное урегулирование правил преемственности в деятельности страховщиков и обеспечения стабильности данного сегмента рынка.

 

Оглавление: Об организации страхового дела в РФ